Ярослав «Шмель»: «Ещё раз убедился, что по жизни я везунчик, за что хвала Богу. Понимаю, что злоупотреблять этим не стоит и когда-то обязательно не повезет, но не в этот раз. К чему я это? Наступила зима и «зачесалось» во всех местах: НАДО ЕХАТЬ НА СЕВЕРА. Серьёзно не готовился, и все мои попытки куда-нибудь поехать закончились неудачкой по причине отсутствия попутчиков. И только я расслабился, успокоил жену, – мол, никуда не еду… Звонит мне Слава Full-Size и спрашивает: «А не желаешь?» Я ему: «Ещё как желаю» Ну и понеслась! Собрание участников, утверждение маршрута, назначение руководителя, распределение обязанностей, утверждение даты старта, согласование необходимого снаряжения и шмурдяка всякого. Состав участников, уменьшение состава (обстоятельства), увеличение состава на один экипаж, собрание, чтобы познакомиться, первые взносы на закупки, уменьшение состава на один экипаж (обстоятельства)».
Дмитрий Пахом: «На бумаге всё кратко и красочно звучит: собрались, разобрались, назначили, распределили. На самом деле всё немного сложнее. Поездка на приполярный Урал, а если быть точнее, пересечение приполярного Урала из точки А в точку Б – совсем не тривиальный маршрут. Задача перед нами стояла ответственная и непростая: зайти со стороны Саранпауля с востока, а выйти уже в европейской части, в городе Инта. Протяжённость данного маршрут что-то приблизительно 270 км. Начало своё берёт в лесотундровой зоне, плавно переходя в предгорье, затем надо преодолеть перевал и уже после этого плавно по долинам спуститься в Европу. Получается, сначала едем вверх с постоянным набором высоты, а уже начиная с границы Европа – Азия плавно спускаемся вниз. Но всё это красиво на словах и на бумаге. Горы, хоть они и не очень крутые, всё-таки горы, а заснеженные горы – это дополнительная нагрузка на машины и людей. Маршрут тяжёлый, и проходился всего два раза – в 2012 и 2013 годах. В 2012-м – командой клуба 1ml. по целине, а в 2013-м – Дмитрием Беспаловым по существующему в том году зимнику. Какая информация была у нас в 2016 году? Скажу сразу – неутешительная. Мы изначально знали, на что идём. Ещё в январе Аркадий Колодкин (экс. «Ямальское кольцо») связался с начальником базы и получил информацию, что никакого зимника с Саранпауля на Инту нет и не будет. Базу по разработке кварца законсервировали, движения техники нет, зимника нет. Привет ребята! Перед поездкой я связался с Саранпаулем, непосредственно с Усиком, который поведал, что в январе до базы геологов, которая находится в предгорье, в посёлке Хальмер-Ю, ходил уазик, а что дальше по маршруту в сторону Инты – он не в курсе. И вот с такой информацией мы, полные оптимизма, стали собираться в наше путешествие».
ЯШ: «В результате на старте оказались три «Тойоты» – 80-ка (Дима Пахом и Света) и две зелёные 105-ки (в одной Лёха77 и Слава Full-Size, в другой Алексей Светлый и Ярослав «Шмель»). Все на 35 Йоке, все с одинаковыми движками и стремлением вперёд! Маршрут: Москва – Пермь – Чусовой – Игрим – Саранпауль – Инта – Печора – Киров – Москва. Сведения о маршруте до Саранпауля были понятны, дальше по отчётам 12-го года и типа того…
Но когда отсутствие сведений о маршруте пугало путешественников? Скорее, наоборот, желание узнать: а что же там! – главный мотиватор. Как известно, путешествие начинается от порога дома. У нас со Светлым оно всегда начинается накануне. Лёшка приехал ко мне, мы загрузили «Беню» (это моя 105-ка) и начали под рюмочку мастерить столик, совершенно необходимый во время «пургования» в тундре, – куда в машине рюмочку поставишь? С третьей попытки столик как-то получился, решили переделать, как всегда, по возвращении».
ДП: «С ребятами я был знаком почти заочно. Мы пару раз пересекались на мероприятиях. Первый раз это было в лохматом 2012 году, второй раз – мельком у нашего общего друга в городе Лабытнанги, Женьки Сказки, фамилия у него такая сказочная – Сказка (в гостях у Сказки). Выше я писал, что маршрут не так прост, как кажется на бумаге, и проходить маршрут с незнакомыми людьми как бы не очень верно, но с ребятами очень хорошо знаком мой близкий друг Слава Full-Size, а Слава слов на ветер не бросает. В итоге у нас в команде пять мужчин и одна девушка. Одна команда, но разные школы, так как мы хоть и занимаемся общим делом, но выпускники из разных клубов со своей спецификой и уставом. Была встреча участников перед выездом, так сказать, знакомство поближе. На совете выдвинули кандидатуру капитана, и так как моя персона предложила всю эту авантюру, я был назначен главнокомандующим. Какое звание, да! Теперь можно ходить задрав нос, и руки в брюки! Но как же это претит всему моему сознанию, когда так по-разному устроено воспитание в клубах. Всю жизнь пропутешествовал, можно так сказать, в «демократии», когда решения принимались на коллективном собрании, и тут на тебе, присвоено звание главнокомандующего. Пришлось смириться с этой участью и постараться понять, как правильно пользоваться этим ненавистным инструментом».
ЯШ: «Рано утром 12 февраля мы тронулись в путь. Место встречи на Ярославке, как и в известном фильме, изменить нельзя, – первый «Макдональдс» после МКАДа. Все приехали заранее, мы с Лёшкой аж за два часа. Нетерпение возобладало над логикой. Зацокали своими поршнями-языками наши дизеля, вливая нам в души покой и трепет ожидания новых впечатлений!
Первый день пути прошёл на раз, были, конечно, и сильные волнения за пельмени, которые расположились с прочей заморозкой в ящиках-морозильниках, но, поскольку на улице был плюс, морозильники не работали. С тёплой водкой ещё можно было мириться, а вот с вкуснейшими слипшимися пельменями не хотелось бы. Но после Костромы жизнь стала налаживаться, и ближе к Кирову был уже морозец -12, что очень нас радовало. Заночевали на прекрасной дорожке в лесу, 200 км не доехав до Кирова. Белый снег, звёзды, лес сделали своё дело, и мы прекрасно провели вечер. Темп посёлков я чуть не потерял левый суппорт, один болт крепления потерял. Благо рядом был магазин запчастей, и там милая барышня быстро подобрала подходящий болт, и ремонт занял не более получаса. Пермь прошли уже ночью и начали искать место ночёвки, на что потратили часа два. Мы с Лёхой Светлым даже лебёдку проверили, забравшись в чащу по снегоходной дороге. В итоге заночевали недалеко от Чусового рядом с монастырём, в какой-то необитаемой деревеньке или просто группе избушек. За бортом было уже -20.
14 февраля, День святого Валентина. Позавтракав, мы отправились посетить монастырь. Монастырь маленький, но очень приятный. По моим данным, где-то на кладбище этого монастыря похоронены мои дедушка и бабушка. Я не видел их могил, так как всё время зимой еду мимо, но всегда заезжаю туда и жертвую небольшую сумму на монастырь. После монастыря под ярким солнцем морозного (-24 °С) утра мы рванули покорять перевал, намереваясь быть в Сибири, то бишь Азии, ещё до полудня! Стела «Европа – Азия» стоит выше дороги, и следы к ней слабо выделялись из толщи нанесённого снега. «Вперёд!» – решили мы, но на накачанных колёсах… пришлось сдуваться. Пока мы это делали, подкатил маленький праворукий джипчик, из него выскочили две красавицы, я бы сказал, субтильного возраста. Мы-то подумали, они хотят познакомиться с крутыми покорителями склона, но… Пробежав мимо 105-ки Лёхи77, барышни добежали до стелы, сфоткались, вернулись, сели в свою коробчонку и скрылись за перевалом, а мы ещё долго взбирались вверх, кто на спущенных колёсах, кто на НЕспущенных, чуть не потеряли моего штурмана, который решил упасть под колёса, потом фоткались, потом качали колёса…
День был прекрасным, покатались по округе, даже место для ночёвки выбрали классное. Лесорубы – наши спасители. Где они рубят, там у джиперов есть место для ночёвки под луной. В этот вечер мы поняли, что часть денег, потраченных на продукты, практически выброшена на ветер. Наш Слава не ест БРОККОЛИ, ЦВЕТНУЮ КАПУСТУ и, с его слов, «другую ГЕЙСКУЮ еду». С этого момента всё в мире – еда, одежда, напитки – поделилось для участников нашего путешествия на ГЕЙСКОЕ и НЕГЕЙСКОЕ. Теперь нам всем с этим жить, наверное, до конца наших дней. Мы с Лёшей испытали столик фуршетный и уснули, не перебираясь на спальник, прямо в креслах, мы так иногда делаем. Столик нам о-о-о-чень понравился!»
ДП: «Добраться до Саранпауля можно двумя вполне гражданскими зимниками. Можно и не гражданскими, но сейчас речь о гражданских. С Югорска по технологической дороге на Игрим, а далее генеральное направление в сторону Сартынья – Сосьва – Ломбовож – Саранпауль. Очень живописный лесной зимник, кочковатый, правда. Первая часть более рельефная и малоскоростная, от Игрима же зимник становится чуть более скоростным, появляются ровные длинные участки вдоль болот или непосредственно по ним. Тут он проходит вдоль реки Северная Сосьва.
Второй зимник – это дорога Саранпауль – газотрасса, потом дорога сворачивает в сторону громкоговорящего посёлка Хулимсунт, а затем падает на север и приводит в Агириш и в заключительной части заканчивается технологической дорогой в Югорск».
ЯШ: «15 февраля. Дошли до Игрима, по дороге заскакивали в Светлый, по просьбе Лёши Светлого. Поскольку было темно, Светлый светил в Светлом.
На самом деле от Югорска был зимник на Саранпауль на 100 км короче. Почему пошли через Игрим? Да потому что зимник красивее и длиннее на 100 км!
Вообще-то, 21 февраля в Саранпауле должен был состояться День оленевода, мы бы хотели его посетить, но в график никак он не вписывался, поскольку до Саранпауля нам осталось 283 км, и с утра мы хотели их за ходовой день пройти, но злые языки шутили: «Если не взберёмся на перевал, то будет нам утешительный приз – День оленевода на обратном пути». И эти шутки были оптимистичны, ведь мы абсолютно ничего не знали, что там за Саранпаулем, и тем более – что там за перевалом.
16 февраля. Зимник на Саранпауль и правда оказался сказочно красивым – лес, река… На берег выезжали постоянно. Солнце, небольшой морозец. Лучше фотки смотрите, они часть наших эмоций, может, и передадут.
В Саранпауль приехали затемно. На въезде встретили пьяных в дрова местных на убитой в хлам пятёрке «Жигулях», они попросили у меня масла 200 грамм, я, дурак, дал канистру, слили два литра и умчались куда-то в ночь на зимник, ближайший город на котором через 540 км. Поселились в местном отеле: двухкомнатный люкс с совмещённым санузлом, кухней и двумя спальнями. Комнату с двумя кроватями мы великодушно уступили разнополому экипажу, комнату с четырьмя хлипкими кроватками, стоящими на расстоянии 30 см друг от друга, заняли сами.
На ужин решили приготовить что-то изысканное: паста с морепродуктами в сливочном соусе. Слава варил макароны, а я из них делал пасту. Одной пачки макарон Славе показалось мало и… Закипела вода, две пачки макарон погрузились в кастрюльку. Разбухшие макароны, количеством на роту солдат, надо было откинуть, и Слава это успешно сделал, плюхнув всё количество сразу в мойку. Подавляя в себе приступы истерического смеха, мы ещё долго наблюдали за тем, как Слава мыл макароны в мойке. Паста всё равно удалась и прекрасно оттенила вкус холодной водочки. Самая веселуха началась к ночи. Собственно, мы четверо все храпим «немного», когда выпьем – больше. Находясь в одной комнатке, сразу объявили конкурс «Усни первым». Я победил, но это не спасло меня от гнева на всех моих друзей, за то что они не дали мне поспать, причём каждый из них был такого же мнения, включая Диму со Светой за перегородкой».
ДП: «С начала похода наша группа испробовала на себе гастрономические изыски в полном объёме. Был чётко поставлен график питания, и отходить от него означало получить два наряда вне очереди. Трёхразовое дневное питание с возможностью перекуса в автомобилях во время движения. Мы никуда не спешили, шли в ритме, который всех устраивал, и позволили себе вкусно принимать пищу.
О вкусном. В составе команды ходил маг внедорожной кулинарии и изысков Ярослав. Хозяин святая святых провианта. Могло случиться всё что угодно – отказ техники, испарение горючего до состояния «пусто», но остаться голодными мы просто не могли ни при каких обстоятельствах.
Кушал ли кто-нибудь из вас суп из морепродуктов с имбирём, морской капустой, карри и прочими специями? Или пасту со сливочным соусом и мидиями, или брокколи со шкварками и тушёнкой под сыром «Дружба»? Может, конечно, и ели в каком-нибудь ресторане, а нам это подавали к столу на занесённых просторах Урала под рюмочку холодной водочки и бутербродик с салом. И вся готовка занимала у Ярослава не более 30–40 минут, хотя готовил он все эти изыски не из сублиматов, а из свежезамороженных продуктов!!! Кто-то выражает благодарности спонсорам консервов, а мы выражаем благодарность магу и волшебнику Ярославу».
ЯШ: «17 февраля. Информации в Саранпауле мы получили не много, но до базы Халмер-Ю дорогу обещали. И мы незамедлительно покинули село Саранпауль. Зимник был в два раза медленнее предыдущего, разогнаться более чем 20 км/час было невозможно, погода была пасмурной, снег сливался с небом, глаза вылезали на лоб. Были ледовые переправы, стихийно организованные, часть зимника шла по реке. По пути въехали на стойбище оленеводов, где купили рыбы для строганины.
Шли по свежим следам гусянки и следам оленьего стада. Как выяснилось потом, это оленеводы перемещались в сторону Дня оленевода! До вечера мы прошли 109 км и добрались до базы, где ночью среди снежных завалов увидели огромное кладбище карьерной техники. Дорога на базу была почищена бульдозером, что вселяло нам надежды на дальнейшее продвижение, но количество снега поумерило наш пыл».
ДП: «Тут я, наверное, сделаю отступление, которое коснётся материальной части автомобилей, а также оснащению машин, немного вернусь назад в историю. Историю с зимним походом 2014 года в Карпаты («Карпатский траверс»). Та поездка принесла в копилку знаний много полезной информации. Забегая вперёд, скажу, что условия тогда были очень схожи с условиями приполярного Урала. Отличие только в составе снега и его количестве в долинах и на склонах.
Так вот, уже по опыту зная, что нас ждёт, первое, что пришлось мне сделать, – это по максимуму облегчить машину, немалое количество времени было уделено этому вопросу. Так что же выкинуть, а что взять полегче? После того как разобрался с походными шмотками и взял всё самое лёгкое, пришлось решать второй очень важный вопрос – топливо. От него не избавиться никак и без него не выжить никак. Патовая ситуация получается. Но немного поразмыслив и опираясь на опыт прошлых походов, принял решение всё топливо и все тяжёлые вещи разместить ближе к центру автомобиля, чтобы как можно больше разгрузить заднюю часть и добиться симметричной развесовки авто в пределах разумного. Всё топливо я разместил в ногах задних пассажиров и вместо сиденья задних пассажиров. Использовал при этом очень лёгкий лодочный бак на 75 литров и добавил к нему пластиковые плоские канистры. А в багажнике ехали вещи, которые занимали объём, но не слишком много прибавляли к массе авто. Результат не заставил себя ждать. В итоге на борту со штатным баком получилось 240 литров топлива. Мы из этого расчёта и исходили – литр на километр, но в реальности на перевале мы затратили гораздо больше. Я не упоминаю об уже набивших оскомину железных силовых бамперах, подножках, тяжеленных багажниках и другом брутальном экспедиционном оборудовании. Всего этого на машине нет, хватит, наездился в своё время.
Ещё одна важная деталь – это лифт автомобиля и то, как он влияет на устойчивость авто именно в горах. Лифт в горах, ни для кого не секрет, – это проблема. Проблема, связанная с центром тяжести авто в системе расчёта «авто – склон». Чем ниже, тем устойчивее и меньше вероятности положить машину набок. Вот со всеми этими пунктами ребятам впоследствии пришлось столкнуться, но об этом чуть ниже».
ЯШ: «18 февраля. При дневном свете нашли людей, поговорили со сторожем. Солярки нет, информации нет, даже чаю не предложил, что для этих мест не характерно. На выезде с базы встретили бульдозер, бульдозерист оказался разговорчивее. Сказал, что четыре дня назад «Трекол» бегал в Инту, на перевале попал в пургу, заблудился, просил помощи, но выбрался сам. Сказал, что снега со стороны Европы меньше, это нас порадовало. Поблагодарив доброго человека, двинулись дальше. По лесу колею «Трекола» видно хорошо, но ехать по ней – то ещё удовольствие, постоянно сваливаешься то внутрь в межколейку, но наружу по наклону, тяжёлые «тойоты» постоянно из-за развесовки роняли зад, пока вкатились, разворочали всё на свете. К концу дня вышли в тундру, там снег получше топчется, но след заметён, его совсем не видно. За день прошли 16 км, дальше – тундра и резко в гору с 500 на 750 метров. Встали на ночёвку».
Ярослав очень скромно описывает этот живописный участок маршрута, который составил всего 15 км.
«Итак, о чём я повествовал выше, в полной мере вылилось на друзей. От Хальмер-Ю в сторону Инты совсем недавно ходил «Трекол» по каким-то своим делам, а это значит, что он ходил туда и вернулся, и ещё это значит, что мы имеем колею, след от «Трекола» недельной давности, и по информации с базы, всю последнюю неделю не выпало ни одной снежинки, кроме того дня, когда боролся за свою жизнь «Трекол». Так вот, нам несказанно повезло! У нас есть след. Без следа всё, что нам светило, – это грустно топтать снег вокруг Хальмер-Ю и ни с чем вернуться в Саранпауль. Снега в этом году на Урале много, этим «порадовал» Усик в Саранпауле. Вот тут впервые и сказались недостатки тяжёлых машин. Мы со Светой топтали колею, она героически копала, причём я частенько вылетал из колеи «Трекола». На относительно ровных лесных участках всё было терпимо. Проблемы начались на подъёмах и кренах. Машины у ребят отказывались ехать даже по натоптанной мной колее. Во-первых, из-за того что центр тяжести высоко и что машины имеют багажники на крыше, на которых находятся продуктовые ящики и запасные колёса, задняя ось всё время норовила спрыгнуть вниз по склону. Во-вторых, масса авто была значительно больше, и развесовка не соответствовала пропорции, на заднюю ось приходилась вся нагрузка, они перетаптывали мою колею заново, просто проминая её весом, и часто закапывались. Ох и наИпались мы за этот день! Постоянное вытаскивание свалившейся задней части автомобиля вниз по склону… Вот тут, кстати, опять оправдался метод независимых блокировок колёс. Передняя и задняя межколёсные блокировки должны быть независимы друг от друга и включаться самостоятельно. Технологию выработали достаточно быстро. Свалилась задняя ось, блокировки в OFF. Переднюю часть под более острым углом вверх по склону под 30–40 градусов к полотну колеи, натаптывая себе дорогу вверх по склону, чтобы задняя ось авто вышла вверх по склону и встала обратно на колею. Отмечу, что наша машина таких проблем не испытывала. В связи с такими условиями продвижения скорость передвижения сократилась во много раз.
И вот нежданно пришла ночь, вот так прям сразу… и на небе взошла луна. Гигантский прожектор на небе осветил всю долину, в которую мы вкатились, да ещё случилось полнолуние. Долина – это один большой сплошной перемёт. Какие действия предпринять? Разгон – и на глиссер, если скорость в 20 км в час можно назвать глиссером, и лететь с такой необычайно высокой скоростью, теряя тапки. Как оказалось, нам со Светой так хорошо глиссировалось, что даже рация ответила полной тишиной в эфире. И вот в долине при полном лунном прожекторе накрыл нас первый «дзинь». Странное ощущение. Маленькая частичка вещества, зажатая между гор в долине при полной луне. Удивительное безветрие и тишина, от которой звенит в ушах. Полчаса пролетели как одно мгновение, а потом прибежала «хитрая» мысль: а друзей-то нет и не слышно. Взяли мы со Светой руки в ноги и побрели вниз по долине, под исходящим светом от большого белого прожектора на небе.
А внизу в это время одна-единственная ёлочка сопротивлялась натиску двух совершенно чуждых здесь предметов… Ещё пять часов борьбы с долиной, с лопатами, с природой, с самими собой – и мы ночуем на занесённой траверсе, а ночью так сладко дуло и завывало снаружи, что все наши потуги смело с тела земли. Седой Урал посмеялся над нами, а потом пришло утро…»
ЯШ: «19 февраля. В гору ехать труднее. Забрались на 750 метров. Впервые прозвучало: «Это перевал!»
Перед нами открылась потрясающая долина, дальше резко вниз, пейзаж убедительно напоминал перевал, но смущала одна деталь: по имеющимся данным, высота перевала 850 метров. Отправили вниз разведывательную машину Пахома. Добравшись до низины, он как-то безнадежно застрял, а когда мы спустились с лопатами, оставив машины наверху, мы поняли размер этой безнадёжности. Рельеф с 750 м спускался на 600, затем резко вверх до 850. Мы не доехали до перевала по прямой 1,7 км, по треку 4 километра. Снег в рост человека, выйти на перевал – ни одного шанса, именно здесь «Трекол» бился за жизнь. По имеющимся трекам подъём проходил по террасному серпантинчику, который был полностью занесён, и ни найти, ни откопать его не представлялось возможным даже с батальоном таджиков. Мы приняли решение: все назад, на День оленевода! Решение-то приняли, но надо было выполнить два действия: откопать и развернуть 80-ку Димы, потом наши машины. Чем мы незамедлительно занялись. Если бы мне кто-то до этого дня сказал, что вшестером возможно развернуть на 180 градусов авто весом около трёх тонн, на крутом склоне с бездонным снегом, я бы не поверил! Но мы это сделали! Остальные машины оставили на утро. За ужином нам предстояла трудная задачка: решить, либо мы с утра стремглав несёмся в Саранпауль на День оленевода, либо с утра развернём машины, объявляем днёвку, идём пешком на перевал, после ужина релакс, коньяк, сигары и потом безудержный танец под «ЛАБУТЕНЫ»!!! Было принято единственно правильное решение: «ЛАБУТЕНЫ».
ДП: «Лабутены» пришли с утра. За этот день мы поставили рекорд по расстоянию и расходу топлива на автомобиль. Суммарно проехав за световой день 1,5 км при дневном расходе 20 литров. Если в других, более привычных цифрах, то 1320 литров топлива на 100 км пути. Когда описывал методы, применяемые при борьбе со снегом, забыл упомянуть метод лопаты двух ПП, «метод профессора Петрова». Смысл метода таков: подставлять металлическую лопату под сваливающуюся заднюю ось, тем самым предотвращая дальнейшее скатывание оси вниз по склону. Метод действенен и прекрасно работает.
Так вот, солнечный и прекрасный день прошёл под лозунгом: «Мы прошли метр, ура! Ещё 4 км – и мы на перевале!» Но на закате дня всё закончилось. Завершилось неизбежностью перед неизбежным. «Трекол» не просто так просит помощи, такая техника просит помощи только в крайних ситуациях. Перевал замело – совсем замело. Ни траверса, ни рельефа склона, ничего нет, сплошная снежная стена с хорошим уклоном и бездонным снегом. Финита ля комедия…
Потом происходило героическое вызволение из снежного плена нашего авто, но это уже все потом…»
ЯШ: «20 февраля. Днёвка – как прекрасно всегда это понятие! И мы, достаточно быстро развернув машины, за часик-полтора, засобирались в пеший поход. Вдруг мы с Лёхой77 выяснили, что идти-то нам и не в чем. Унты, в которых мы так хорошо чувствовали себя за рулём, очень скользкие и не годятся для этого ну никак! Валенки и короткие ботинки тоже! Ну а более подготовленная часть группы отправились в путь. Дальше – с их слов. Взбирались на перевал на карачках, что подтвердило разумность нашего решения о развороте. Кроме того, снега в Европе оказалось ничуть не меньше. Славе оказалось мало перевала, и он покорил ещё и близлежащую вершину, чем покорил и нас всех ещё пуще прежнего. По возвращении ребят ждал обед, плавно переходящий в ужин с коньяком, сигарами и думами о вечном на 750-метровом перевале перед 850-метровым. Потом, конечно, были танцы с усиленным звуком и высокоинтеллектуальным произведением Шнурова «ЛАБУТЕНЫ» или как там оно называется!
ДП: «Седой Урал посмеялся над кучкой глупцов в очередной раз, но в виде поощрения наградил нас тихой стихией, большим ярким шаром на бирюзовом небе, а на десерт преподнёс белое безмолвие. А дальше… А что дальше? Накрыло второй волной, подкрался второй «дзинь».
ЯШ: «21 февраля. Назад по своим следам ехалось лучше, чем сюда, но не намного. При пособничестве прекрасной солнечной погоды мы выдвинулись с утра, насколько смогли после ночного праздника. В Халмер-Ю приехали вечером. Весь день прошёл под девизом: «Лучше медленно ехать, чем быстро копать!» Шли на первой пониженной, любая попытка ускориться приводила к сваливанию с колеи, хотя внешне колея после нас походила на асфальт, но…
Хальмер-Ю проскочили не притормаживая, подкачав колёса до 0,7. После 0,2 казалось – мы на асфальте. Набрали вкуснейшей воды из ручья, на котором взломали лёд при пересечении. Правда, я по наледи слетел с дороги, пришлось меня спасать. Затем, разгадав дорожные знаки местных оленеводов в виде треног с напяленной сверху курткой, рванули дальше и заночевали на зимнике около избы, в которой и поужинали, восседая на оленьих шкурах.
22 февраля. В Саранпауле были к обеду. Надеялись застать осколки празднования Дня оленевода, но, увы, кроме спящего в уазе, слетевшем с зимника, в хлам пьяного водителя, никого не встретили. Мы поначалу пытались помочь, но сразу поняли, что он так припарковался, а статью об опасности спать при работающем бензиновом двигателе в сугробе он не читал. Оставив депрессивный Саранпауль позади, потратив время на заправку и покупку хлеба, мы решили ехать на Югорск (540 км), быть там к обеду 23-го, снять квартиру, помыться и отметить, собственно, 23 Февраля. Заночевали, проехав населённый пункт с поэтическим названием Хулимсунт.
23 февраля. Мы в Югорске к обеду, сняли две квартиры. В одну отправили молодых, в другой оставшиеся бруталы обосновались. Душевая кабина с музыкой и цветомузыкой привела некоторых поселившихся в первобытный восторг. А жареная картошка и стейки из корейки свинины довели восторг до оргазма! Третей степени! С праздником нас! В армии, правда, я один служил, но это не омрачило праздника.
24 февраля. Выдвинулись домой, по дороге встретились с ребятами из «Притяжения Арктики». Они нас поблагодарили за колею к стеле «Европа – Азия». Пожелали им удачи, они нам – хорошей дороги.
Дорога была не очень, дрызготня. Проскочили перевал с не очень большим количеством зависших на подъёмах фур. Заночевали на нашем месте у монастыря. 25-го дорога ещё хуже, фуры висели до Перми. Трафик очень плотный. При вылете на межколейку сильно таскает, ушли на срезку напрямую на Казань, дорога плохая, но трафик нулевой. На срезке и заночевали. 26-го прошли Нижний, там и встали на ночёвку.
27-го, чтобы не нарушать традицию обязательного трёхразового питания, пообедали под Ногинском, после чего обнялись и впоролись в московские субботние пробки, но это, увы, проза.