В мире существуют вещи, которые олицетворяют собой квинтэссенцию, являются символами, характеризующими себя и окружение, в котором они находятся, на подсознательном уровне. Эти вещи имеют имя – имя, известное всем. Речь пойдёт о Toyota Land Cruiser двухсотой версии.
«Двухсотку» начали проектировать уже после четырёх лет выпуска сотой модели «Ленд-Крузера». Видимо, так «Тойота» пыталась дальновидно идти в ногу со временем. Первый опытный образец появился на заводе уже в 2004 году, где и оттачивался испытаниями до премьеры всему свету вплоть до конца 2007 года. Это была одна из самых ожидаемых машин того времени. Приобрести двухсотого крузака можно было, лишь отстояв в очереди чуть больше года. Как говорится, встречают по одёжке. Дизайн двухсотого оказался поводом для дискуссий.
Автомобиль, в сравнении с предшественником сотого семейства, подрос в длину на 60 мм, в ширину и высоту на 30 мм. Визуально автомобиль выглядит гораздо больше сотки, ну а глядя на плавные, дутые формы нового «Ленд-Крузера», шутники придумали версию появления идеи нового образа: дизайнеры взяли «сотку», положили в салон взрывчатку и взорвали её – получилась «двухсотка». Дизайн двухсотого крузака хоть и критиковали, но прижился он очень быстро. Машина стала смотреться очень внушительно и солидно, плюс Land Cruiser остался по-прежнему узнаваемым. Имя Land Cruiser благодаря заслугам предыдущих поколений уже стало брендом, гарантирующим надёжность и безотказность.
А Toyota Land Cruiser 200 стала шагом в мир премиум-внедорожников, где серьёзный, мощный ходовой потенциал настоящего рамного внедорожника несёт в себе удобство, комфорт и даже в чём-то роскошь. Как и планировала «Тойота», статусный автомобиль с успехом завоевал рынок. И если Land Cruiser 100 и 105 в нашей стране повсеместно использовали как рабочую лошадку, в качестве автомобиля охраны, то 200-й стали покупать именно для самостоятельного владения, в качестве семейного автомобиля или просто для того, чтобы подчеркнуть свой статус. Чтобы проще понять разницу между «двухсоткой» и, к примеру, «соткой», представьте себе спецназовца, этакого Рэмбо, пробирающегося через джунгли и зашивающего на ходу свои раны. А «двухсотка» – это тот же Рембо, те же мышцы, но в модном костюме и без, так сказать, боевого опыта, не особо-то и желающий его приобретать, но как бы намекая, что если придётся костюмчик попачкать, то «я готов».
Кратко пробежимся по техническим параметрам этой серии легендарного внедорожника, так как именно они обуславливают ходовые качества этого большого автомобиля. В основе Land Cruiser 200 по-прежнему лежит рамная конструкция с передней независимой подвеской, приводами и жёстким неразрезным мостом сзади. Можно сказать, классическая конструкция, но для обеспечения комфорта на асфальте и бездорожье в конструкции присутствуют отвечающие за это механизмы. KDSS выполняет функцию стабилизатора поперечной устойчивости спереди и сзади. Конструкция нехитрая: в местах крепления к раме имеются подвижный шарнир и гидроцилиндр с клапаном. Все гидроцилиндры соединены магистралью с двумя гидроаккумуляторами. На асфальте при высоких скоростях система становится жёсткой, что уменьшает крены в поворотах. На бездорожье, при включении пониженной передачи и включении вспомогательных систем, KDSS открывает клапаны и разжимает гидроцилиндры, таким образом отключая стабилизаторы, позволяя увеличить ходы подвески, а заодно делая автомобиль несколько мягче.
В Land Cruiser 200 третьего поколения в виде опции присутствует пневмоподвеска, которая в случае необходимости может приподнять автомобиль, улучшив его геометрическую проходимость. Подвеска хоть и гораздо сложнее, чем у «сотки», но не менее крепкая. Единственный неприятный момент может возникнуть при выходе из строя системы KDSS. Стоит упомянуть, что внедорожник имеет довольно большую массу, и даже при спокойной езде рекомендую вам в ремонте подвески использовать только оригинальные запчасти – за их высокую, по сравнению с аналогами, стоимость вы получаете безопасность и гораздо больший ресурс до следующей замены.
Трансмиссия оснащена «умным» дифференциалом Torse, который способен раздавать крутящий момент несимметрично между передними и задними колёсами, что наилучшим способом сказывается на управлении автомобилем с постоянным полным приводом в лучшую сторону. При съезде на бездорожье дифференциал можно заблокировать. Раздаточная коробка управляется электронно и имеет два положения 4H и 4L. Сложной манипуляцией, например для буксирования повреждённого автомобиля, РК можно поставить в нейтрал, это, конечно, не так просто, как рычагом, но возможность такая всё же есть. Серьёзных нареканий на электронное управление РК, да и на работу раздатки, в целом не наблюдается.
Всё надёжно. Первые Land Cruiser 200 оснащались 5- и 6-ступенчатыми автоматами, последняя версия получила 6-ступенчатый автомат. Все модели АКПП довольно надёжны и имеют большой ресурс. Возле селектора АКПП можно обнаружить пару кнопок – это системы ETC PWR, режим повышенной мощности – например, для движения с прицепом на горных дорогах или спуск/подъём катера на прицепе в воду, и 2nd STRT – зимний режим для старта со второй передачи на скользком покрытии, льду. Имеется ручной режим выбора передач, и если умело им пользоваться, то, в принципе, можно забыть про набор электронных помощников в виде программных установок «снег/песок», «камни», «могул (пересеченная местность)» и т. д.
При включённой пониженной передаче АКПП умеет очень эффективно тормозить двигателем, делая ненужной систему помощи при спуске. Но это, напомню, для гуру, а если вы впервые на бездорожье, то смело используйте электронных помощников на спуске и подъёме, система DAC работает идеально! Единственное, чего не хватает в арсенале трансмиссии, так это принудительных блокировок в переднем и заднем дифференциале. Но здесь «Тойота» использовала современные технологии в виде противобуксовочной системы A-TRC, которая работает как на повышенной, так и на пониженных передачах. Работает эта система совершенно незаметно для водителя, поэтому если вдруг вы где-то вывесите свой «двухсотый» в диагональном вывешивании, то просто добавьте умеренно газу, и автомобиль сам затормозит буксующие колёса и внедорожник тронется с места. Очень полезной может оказаться система внедорожного круиз-контроля Crawl Control, который позволяет задать автомобилю скорость 1, 3 или 5 км/ч, при этом машина сама будет управлять двигателем и тормозами, поддерживая заданную скорость. Система может быть эффективна, если внедорожник слегка застрял, например в снегу или песке. Так, Crawl Control совместно с A-TRC способны аккуратно и постепенно вывезти машину на более стабильную поверхность. Кстати, бытует миф, что существуют «двухсотпятые» версии «двухсоток» по типу сто пятой серии. Это частично неправда. Есть не поставляемая в Россию комплектация с дизельным двигателем и механической коробкой передач. Раздатка в этой комплектации такая же, что и на всех «двухсотых, и так же имеет электронное включение. Неразрезного переднего моста на Land Cruiser 200 GX нет, так же, как и у остальных, перед независимый. Но зато имеются принудительные блокировки в мостах. По сути, 200 GX и является сменой «стопятки».
Land Cruiser 200 оснащаются бензиновыми 4,7-литровыми, 309 л. с., и дизельным 4,5-литровым, 249 л. с., двигателями. Оба двигателя имеют компоновку V8. Наиболее популярен дизельный двигатель. Он дефорсирован, но имеет 651Нм в диапазоне 1600–2800, что обеспечивает хорошую динамику на дорогах (8 сек. до 100 км/ч) и уверенную тягу при любых нагрузках на бездорожье. В целом двигатели довольно надёжны, но любят уход и своевременное обслуживание, требуют качественного моторного масла и замены его каждые 5000 км. Из недостатков: почти все дизельные моторы имеют большой угар масла, почти 1 л на 1000 км. Бензиновый двигатель менее капризен, более прожорлив, но, как оказалось, и менее тяготит. Кстати, о потреблении топлива для дизеля – это 16–18 л на 100 км, а бензиновый мотор легко потребляет 20–25 л на 100 км. Если учесть размеры автомобиля, его вес и то, что это полноприводная трансмиссия, то ничего удивительного нет. Все большие, тяжёлые и надёжные внедорожники имеют схожий расход.
Кроме внедорожных электронных систем «двухсотка» напичкана модной электроникой, но не всё работает безукоризненно. Например, система чтения дорожных знаков видит не всё, но, может быть, это обусловлено некими нестандартными реалиями? В третьей версии поработали над тормозной системой и курсовой устойчивостью. Как отзываются владельцы новых «двухсоток», при динамичном вождении тормозов всё равно не хватает, а вот если ездить спокойно, то изменения заметны. Удачный дизайн третьего поколения оценили многие, плюс автомобиль остался по-прежнему узнаваемым с первого взгляда, да и стоит признать, эти самые взгляды «двухсотка» стала цеплять. В отличие от раздутых, ожиревших первой и второй версии «двухсотый» стал статным и более гармоничным.
Многие владельцы Land Cruiser 200 никогда не съезжают с асфальта и дорог с твёрдым покрытием, но верят в то, что их внедорожник в случае чего справится с любым бездорожьем, а вот изучить весь внедорожный арсенал, которым оснащается этот автомобиль, часто ленятся. Однако даже в случае штудирования теории надо понимать, что у любой техники есть слабые и сильные стороны, и уже исходя из этого нужно понимать, как управлять автомобилем в различных дорожных и внедорожных условиях. Периодически на Выходные в стиле Трофи приезжают владельцы «двухсоток», и, как правило, многие впервые узнают, как и для чего нужны все те системы и как ими пользоваться. Прежде всего стоить помнить, что современный Land Cruiser 200 – это прежде всего автомобиль, рассчитанный для дорог, пусть и плохих, но дорог. Огромный вес машины, дорогое обслуживание и пластиковый обвес, разумеется, не способствуют желанию отправиться покорять трофи-направления. Конечно же, всегда есть место для тюнинга, но злоупотреблять им не стоит. Небольшой лифт под установку 35-х колёс, шноркель и лебёдка – вот, в принципе, доступный предел, который повысит проходимость, но и, естественно, повлияет на поведение автомобиля на асфальте и расход топлива.
В целом Land Cruiser 200 – это отличный автомобиль для повседневного использования и дальних путешествий, особенно по российским дорогам. Конечно, в каменных джунглях мегаполиса «двухсотка» смотрится достойно, да и водителю с пассажирами благодаря отличнейшей шумоизоляции и климатической установке в городском потоке будет очень комфортно, но всё же особенное удовольствие управлять этим мастодонтом за городом. «Двухсотка» претерпевает третий рестайлинг и по-прежнему продолжает поддерживать внедорожные традиции предыдущих поколений «Ленд-Крузеров», держа марку покорителя бездорожья в современном мире. Шарм и новые технологии, сочетающиеся в Land Cruiser 200, внушают доверие и заставляют отправляться к новым горизонтам.