Есть у нас в клубе один автомобиль, история которого напоминает становление джипера. Этапы постройки и изменения внешнего вида этого автомобиля символизируют прогресс джиперского роста. Итак, речь пойдёт о легендарной Toyota Land Cruiser 80. Легендарен этот автомобиль не только тем, что стал серьёзно подготовленным внедорожным монстром, а его бывший владелец, наш одноклубник Омар, три года подряд не пропускавший ни одного субботнего выезда Выходных в стиле Трофи, довёл этот автомобиль, можно сказать, до джиперского совершенства, но и историей модели – этой серии «Ленд-Крузер», в общем. Прошу серьёзных спортсменов, читающих эту историю, не придираться к весу, лифту и рассматривать эту машину с точки зрения покатушек и неспортивных поездок по бездорожью.
TLC-80 представили миру в 1989 году. Модель совершила переворот в мире внедорожников, сочетая в себе комфорт и роскошь седана с серьёзным потенциалом настоящего внедорожника. Именно с этой модели «Ленд-Крузеры» получили огромную популярность в России. Главной особенностью этой модели являлось наличие очень богато оснащённых комплектаций и исключительной надёжности, большого ресурса двигателей и трансмиссии. Тема об особенностях конструкции и модификациях этого внедорожника заслуживает отдельной статьи, которую в недалёком будущем вы сможете прочесть на страницах нашего журнала, а сейчас расскажу подробнее о том, в каком виде этот автомобиль был приобретён.
После первых выездов на «Паджеро-4» с нашим клубом, Омар решает приобрести автомобиль с более высоким внедорожным потенциалом и возможностью серьёзного тюнинга. Благодаря удачному стечению обстоятельств был приобретён «Ленд-Крузер-80», в просторечии – «восьмидесятка». Автомобиль 1996 года выпуска, но в связи с тем, что он не использовался на бездорожье, идеально сохранившийся. Чистокровный араб, самая богатая комплектация VX-R с 215-сильным инжекторным бензиновым двигателем 1FZ-FE, c АКПП, полным электропакетом, двумя штатными топливными баками и блокировками в переднем и заднем мостах. Данный автомобиль даже был оснащён калиткой для запасного колеса.
Единственное, что не очень выгодно характеризует эту машину в такой комплектации, – это тип полного привода с жёстко подключаемым передним мостом Part-Time 4wd. Данная комплектация выпускалась для стран с сухим климатом, где нет такой зимы, как у нас, и включение полного привода необходимо лишь непосредственно при съезде на бездорожье.
Считается, что трансмиссия типа Part-Time более надёжна, чем Full-Time, из-за простоты конструкции. К тому же, имея такой арсенал блокировок, в случае повреждения трансмиссии (например, если лопнула полуось) автомобиль способен двигаться даже на одном колесе. А наличие хабов в случае повреждения переднего моста позволяет отключить его дифференциал от колёс и РК. Рассуждения правильные, так как хоть и считается этот внедорожник самым надёжным, но на бездорожье ситуации бывают разные. Кстати, наверное, поэтому восьмидесятка и заслужила свою репутацию – она позволяет ехать даже при серьёзных технических повреждениях автомобиля.
Данный автомобиль, попав в руки активно развивающегося джипера, весьма недолго проездил в своём стоковом состоянии. Первым делом в штатный бампер была интегрирована лебёдка. Колёса были заменены на Cooper STT 33х12,5, которые влезли без какого-либо лифта и переделки подвески. Установлен экспедиционный багажник, на котором поселился хайджек, и дополнительный свет. Шноркель занял достойное место на крыле внедорожника, свидетельствуя о том, что экипаж готов к серьёзным водным препятствиям.
Участие в трёхдневной экспедиции по тяжёлому бездорожью выявило способность экипажа к постоянному рубилову, так как автомобиль имел большую массу, и в особенно сложных местах, таких как глубокие колеи с грязью, – ему не хватало клиренса. Езда ходом иногда позволяла проскочить засадное место, но зачастую это приводило к разбортам и постоянным лебежениям. Не пришлось скучать и хайджеку с лопатой. В ту экспедицию Омар и его экипаж прошли отличную школу джипера, а автомобиль – проверку на прочность.
Восьмидесятка серьёзно пострадала, сказалось жёсткая эксплуатация на бездорожье. АКПП нахлебалась грязи и воды, но продолжала работать и, к слову о надёжности, продолжает работать до сих пор без каких-либо нареканий. Были порваны оба ШРУСа в переднем мосту и одна полуось в заднем, но, как говорилось выше, автомобиль с гордостью доехал своим ходом, на одном колесе, до дома, окончательно влюбив в себя весь экипаж.
Сразу, по горячим следам, внедорожник был серьёзно модернизирован и подготовлен. Разгрузив автомобиль от излишней роскоши и шика, оставили ему только электропакет. Сделали боди-лифт и доработали подвеску под установку экстремальных колёс Simax 36 12.5 на дисках с бедлоками. Это позволило увеличить клиренс и избежать разбортов.
Чтобы ездить динамично и не опасаться погнуть чулки мостов, мосты специально усилили. ШРУСы заменили более крепкими, от известной тюнинг фирмы. Лифт подвески потребовал установки также пружин и амортизаторов, рассчитанных на более жёсткое эксплуатирование и более длинные ходы. Также был установлен кастор-кит и рулевой демпфер. В завершение всего места штатных бамперов и порогов занял крепкий силовой обвес.
После такого тюнинга TLC-80 стал настоящим внедорожным монстром. Брутальный вид со временем украсили многочисленные наклейки с внедорожных мероприятий и вмятины на кузове, полученные в ходе тяжелейшей эксплуатации на бездорожье. Автомобиль стал спокойно преодолевать пересечённую местность, глубокую колею, сложные броды и заболоченные участки, требуя лишь своевременного обслуживания и заправки топливом.
В угоду проходимости восьмидесятка стала не такой комфортной и управляемой на асфальте, хотя особого дискомфорта при движении в потоке не испытываешь, вполне можно отправиться в небольшое (и уж точно экстремальное!) автопутешествие. Омар, пережив стадию покатушек, и в силу собственного темперамента перешёл в автоспорт, где TLC-80 малоконкурентна из-за своей большой массы и размеров. Что же произошло с восьмидесяткой? Хороший автомобиль не простаивает без дела – он остался в нашем клубе в качестве автомобиля сопровождения, ещё раз доказав свою проходимость и надёжность в различных условиях и областях России.