Москва и область
Ваш регион Москва и область?
Да, верно Выбрать другой
Лидер подмосковного
джиппинга c 2007 года

SUVковое бездорожье

SUVковое бездорожье
9 июня 2017

Впервые моё личное серьёзное знакомство с этим сегментом автомобилей произошло очень давно и с хорошо известным во всём мире, можно сказать, родоначальником всех кроссоверов и паркетников – автомобилем «Нива». Как мне тогда казалось, это отличный автомобиль для асфальта и бездорожья. Так оно и есть. Я, конечно же, приобрёл «Ниву» как автомобиль для выездов на бездорожье – покатушек, и так получилось, что практически сразу стал ездить на ней на всевозможные внедорожные соревнования. «Нива» была сохранена в стандартном варианте, так как некоторые познания в автомобилях и самостоятельное изучение конструкции «Нивы» тактильным путём привели меня к пониманию, что серьёзные изменения – это неоправданный и бессмысленный путь. Моя «Нива» получила для успешного преодоления бездорожья только усиленную подвеску, пружины, амортизаторы, все шарниры и т. д., грязевую резину родного размера, шноркель и хорошо настроенный мотор. Всё. Мне казалось, что так автомобиль проживёт дольше, ан нет! Ошибка крылась в том, что если и подготавливать автомобиль с несущим кузовом, слабым мотором и, по сути, подвеской от легкового автомобиля, то усиливать нужно в первую очередь кузов.

…

Сейчас многие могут удивиться, но первым у меня «умер» именно кузов – нет, не сгнил, а просто от нагрузок начали отрываться лонжероны, и кузов повело. Кузов не выдержал тяжёлой эксплуатации. Двигатель выдержал, а кузов нет. К чему это я? А к тому, что всё чаще и чаще мы видим некую рекламу: радостная компания друзей прыгает в красивый (а иногда не очень) автомобиль, выглядящий как маленький внедорожник, уносится, перепрыгивая через горы и реки, проезжая по упавшим через каньон деревьям, в прекрасную страну чудес, а может, и дураков, это уж кому как повезёт.

Сегодня поговорим про кроссоверы и паркетники на бездорожье – обсудим их возможности, эксплуатационную применимость и ориентированность, а также то, стоит ли вообще съезжать на этих автомобилях с асфальта.

…

Современное автомобилестроение подстраивается под потребности современных автолюбителей, тем самым рождая новые модели и серьёзно видоизменяя старые. Маркетинг грамотно оперирует брендами, марками, названиями и былыми заслугами, а также просто создаёт имя за счёт своеобразных, красиво и громко звучащих рекордов и участия спортивных команд в именитых автомобильных соревнованиях. Конечно, приятно понимать, что ты обладаешь автомобилем, который всех однажды победил и стал легендой. Естественно, при этом никто всерьёз не учитывает, что часто спортивные прототипы этих, как бы серийных, автомобилей не имеют ничего общего с конвейерной продукцией, кроме названия и похожего внешнего вида, а если были какие-то рекорды и серьёзные испытания, то не учитывается, что после пиар-акции этот автомобиль подремонтируют и продадут, а то и вовсе спишут. Готовы ли вы на такие затраты, покупая, к примеру, «Рено-Дастер» и отправляясь в колонне с УАЗами доказывать его неуязвимость, надёжность и качество? Об этом чуть позже, а пока немножко истории.

…

Богатый арсенал электронных помощников у паркетников разных моделей и марок тоже реализуется по-разному, и настройки, алгоритм работы так же имеет свои нюансы

Аббревиатуры SUV – Sport Utility Vehicle (автомобиль утилитарного применения), SAV – Sport Activity Vehicle (автомобиль спортивного применения) и CUV – Crossover Utility Vehicle (автомобиль повышенной проходимости, по сути, большой легковой универсал с полноприводной трансмиссией) – это чисто маркетинговые термины, придуманные в то время, когда автомобили подобной конструкции стали набирать популярность.

…

А сложилось всё довольно интересно. Голландская фирма «Спайкер» для своего спортивного автомобиля в 1902 году придумывает и воплощает в жизнь систему полного привода с межосевым дифференциалом. В послевоенные времена в Советском Союзе появились полноприводные автомобили «Победа», «Москвич», «Волга» и многое другое. То есть уже тогда конструкторы видели возможность наделить легковой седан возможностями внедорожника. Но как сохранить легковые качества – лёгкость, управляемость и скорость? В 1977 году первым автомобилем, которому можно было прилепить аббревиатуру SUV, на свет появился ВАЗ-2121 «Нива». В нём советским конструкторам удалось увидеть и придумать, как скрестить легковой автомобиль и настоящий внедорожник, да так, чтобы ходовые характеристики обоих классов постараться максимально сохранить. Именно «Нива» задала жизнь классу автомобилей, которые теперь, в наше время, называют вседорожниками, внедорожниками и джипами.

…

На десять лет позже, в 1988 году, направляясь несколько иным путём, японцы, проектируя Suzuki Vitara (Escudo), за основу взяли уже хорошо зарекомендовавший себя «Джимни» («Самурай») и скрестили его с легковым автомобилем, преследуя те же цели, что и советские конструкторы. Но в отличие от «Нивы» с несущим кузовом, «Витара» унаследовала раму, что впоследствии стало второй веткой развития конструкции для создания платформы, существующей до сих пор, но от которой постепенно отходят все современные автопроизводители. Ещё позже, в 1992 году, на основе маленького корейского военного внедорожника Kia Retona (по сути, тот же «Сузуки-Джимни») появился конкурент Kia Sportage. В 1994 году «Тойота» начала производство Toyota RAV4 – Recreation Active Vehicle, как видите, придумав свою аббревиатуру и название модели одновременно. По сути, это были недорогие автомобили для молодёжи и любителей активного образа жизни.

…

К тому времени в раллийном автоспорте уже вовсю практиковали полный привод для легковых автомобилей. Так и мощный мотор может максимально быстро реализовать свою мощь, и управление становится куда интереснее. Автоспорт заставил придумать различные виды муфт и дифференциалов, а регламенты ралли-рейдов – производить конвейерные серии таких автомобилей. И таким образом, полноприводная трансмиссия получила всеобщий успех не только на внедорожниках. К 2000 году уже имелось несколько платформ, как рамных, так и с несущими кузовами, и началась эра всемирной популярности паркетников и вседорожников. Автомобили с несущим кузовом, независимой подвеской, полным приводом – зачастую даже без раздаточной коробки и пониженной передачи – на муфте Haldex или DSG, которую в некоторых моделях можно заблокировать. Дело в том, что из-за трения дисков в муфте этот механизм легко перегревается на бездорожье, и такая частая практика, несмотря на автоматическое отключение при перегреве, очень быстро выведет из строя муфту полного привода. Ещё одна очень полезная система, с развитием автомобильных компьютерных систем, которая досталась от внедорожников – в первую очередь это подобие усовершенствованной системы антипробуксовки ESP, имитации блокировок, реализуемая подтормаживанием буксующих колёс тормозной системой. Если на Land Rover Discovery эта система повышала проходимость, то на вседорожниках и паркетниках она ещё и помогает сберечь всё ту же муфту и трансмиссию, то есть совмещает полезное с приятным, например, как на BMW X5, Mazda CX-5, Hyundai iX35, некоторые комплектации Duster и многие другие. У «Тойот», кстати, таких систем, имитирующих блокировки, на паркетниках нет.

…

Примерно из такого набора систем и платформенных конструкций современные конструкторы проектируют полноприводные универсальные автомобили и даже внедорожники. Правда, довольно большое число потребителей, скорее из целей экономии, предпочитают покупать паркетники и кроссоверы в моноприводном, чаще всего переднеприводном, исполнении, для которых бездорожье противопоказано. Забавно, но жертв рекламы и маркетинга в лесу и полях можно часто встретить как на полноприводных паркетниках, так и на переднеприводных. Естественно, вторых чаще всего уже застрявшими в безобидной колее или луже. Так в чём же разница и где граница возможностей универсальных вседорожников, которых уже давно ошибочно именуют внедорожниками и джипами?

…

Прежде всего, стоит понимать, что кроссовер и паркетник – это компромисс между большим легковым автомобилем и внедорожником. Ездить по непролазным дебрям, грязи и глубокой колее на этих машинах не получится. Конечно, можно бить себя в грудь и в доказательство ходом ломиться по бездорожью, но уверяю – это быстро вас разочарует, к тому же автомобилю будет нанесён непоправимый ущерб, так как все SUV конструируются без залога прочности на эксплуатацию, связанную с бездорожьем. Сейчас, конечно же, могут выступить владельцы «Шевроле-Нива» – вроде и честная раздатка, и неразрезной задний мост… Вернёмся к началу статьи и вспомним мою «Ниву». Так вот, у «Шевроле-Нива» сохранилась та же болезнь, которая обрекает этот автомобиль на недолгую жизнь при частой эксплуатации на бездорожье. К тому же учтите, что в штатной комплектации «шнива» ещё и может схватить гидроудар, так как только конструкторам было очевидно, что проектируемый ими автомобиль не является внедорожником, и воздухозаборник они сделали в аккурат на уровне левой противотуманной фары.

…

Богатый арсенал электронных помощников у паркетников разных моделей и марок тоже реализуется по-разному, и настройки, алгоритм работы так же имеет свои нюансы. Стоит учитывать, что большинство SUV хоть и имеют дорожный просвет, близкий к внедорожникам, и в арсенале у них имеется большое количество систем, но они не могут преодолевать бездорожье из-за больших свесов и очень ограничены своей геометрической проходимостью. Это «Мазда» CX-5, BMW, «Мерседес» ML, GL, Hyundai Santa Fe, все паркетники «Тойоты», «Мицубиси», «Форд», «Ауди», «Фольксваген», Jeep… и многие другие. Варианты проходить ходом, отрывая всё на свете и убивая при этом кузов, я отвергаю, так как это, мягко говоря, неразумно, да и машина проживёт недолго.

…

Надо здраво оценивать ситуацию и знать реальные возможности своей машины и алгоритмы работы систем. Конечно, чтение инструкции к автомобилю совершенно не даст чёткого понимания, как поедет автомобиль. Если вы приобрели подобный автомобиль не только для езды по городу, но и для небольших поездок по просёлочным грунтовым дорогам, в любое время года, то после изучения руководства по эксплуатации рекомендую посетить внедорожные курсы на естественном рельефе, где под подсказки и советы инструктора вы сможете понять, как правильно преодолевать препятствия, максимально используя возможности своего автомобиля. В рекламных роликах всё легко и красиво: паркетники лихо штурмуют горы, камни, броды, песчаные дюны и не очень глубокий снег, а некоторые и вовсе прыгают по-раллийному. Всё это, в принципе, правда, но задайтесь вопросом: сколько таких прыжков выдержит ваш автомобиль? Готовы ли вы к бездорожью? Умеете ли вы так ездить?

…

И конечно, давайте расскажу, какие вседорожники и паркетники на что способны, основываясь на собственном опыте и на том, что я вижу на деле практически каждую субботу на «Выходных в стиле Трофи» и наших мероприятиях, где атмосфера и пейзажи не менее весёлые и красочные, чем в рекламе, но уж точно более реальные. Многие из участников, кто регулярно приезжает на покатушки именно на паркетниках, вполне адекватные, хоть и рисковые ребята, понимающие, с кем и куда едут, являющиеся опытными экспертами своих автомобилей, понимающими их возможности.

…

Кстати, к разряду SUV я бы также отнёс такие автомобили, как дорогие Porsche Cayenne и Macan, BMW X1, X3, X5, VW Tiguan, Touareg, Ford Explorer, Toyota Highlander и RAV4. Туда же отнесём огромный Cadillac Escalade, Range Rover и лидирующий по цене, самый дорогой и быстрый SUV в мире – Bentley Bentayga. Можно ещё перечислить около десятка моделей, продающихся и не продающихся в нашей стране, которые для бездорожья совершенно не подходят по причине дороговизны и стоимости обслуживания, а также из-за своих габаритов и геометрической проходимости.

У некоторых моделей этого сегмента даже есть внедорожные электронные помощники, и случается, что на «Выходные в стиле Трофи» приезжают участники и на таких дорогих автомобилях, как Range Rover, а один из моих знакомых выступал на джип-триале и прошёл трассу для подготовленных на «Туареге». Конечно же, если вам позволяет кошелёк и не жаль автомобиля, то попробовать съехать с накатанной грунтовки можно, но, как правило, даже отчаянные и состоятельные люди проделывают это один раз и, естественно, приходят к выводу, что вроде бы машина что-то и может, но точно это очень дорого.

Сегмент и популярность SUV-автомобилей расширяется, и за ними наверняка внедорожное будущее, да и неспроста элитные бренды также торопятся выпустить свой "SUVковый" внедорожник

Для лучшего понимания возьмём (как написано на сайте «Бентли – внедорожник») «Бентли-Бентайга», ценник на который начинается от 17 000 000 рублей: и по асфальту может честно развить скорость в 301 км/ч, и по бездорожью проехать на уровне TLC 100 (имеет четыре режима подвески и может максимально подняться с 145 до 235 мм, а это больше, чем просвет 220 мм у TLC 100 и «УАЗ-Патриот»). Но только «Ленд-Крузер» на бездорожье если и получит повреждения, то ремонтировать его куда дешевле, чем «Бентли», и жить при такой эксплуатации он будет дольше, и к тому же TLC можно подготовить для внедорожной эксплуатации.

Land Rover Freelander и современный Discovery Sport тоже дорогие, но изначально одни из самых приспособленных для умеренного бездорожья автомобилей сегмента SUV, имеют отличную систему Terrain Response и максимальную защищённость от повреждений, например пневмобаллоны подвески. Особенно задаёт моду и лидерство во всём сегменте SUV Discovery Sport – английский красавец преодолевает глубокие броды, может шустро и комфортно передвигаться по просёлку и легко преодолевать очень крутые спуски и подъёмы. В этой машине наиболее идеально работают технологии, позволяя водителю все возможные варианты езды как по асфальту, так и по бездорожью с максимальным комфортом. Discovery Sport – это лучший SUV, хоть и приходилось одному из моих знакомых ходить с раскисшего весеннего поля в деревню, за пять километров, в поисках спасительного трактора.

…

Volvo XC 90 и Nissan X-trail имеют неплохой потенциал и оснащённость, но проверять их на бездорожье не стоит. Более доступные и популярные корейские и японские паркетники Kia Sportage, Hyundai Santa Fe, ix35. Mitsubishi Outlander, Hyundai Tucson, Nissan Qashqai также не приспособлены для удаленного съезда с каких-либо дорог, хотя один лифтованный Kia Sportage вроде исключения пару раз на покатушки приезжал. Бывал и Mitsubishi Outlander, но больше всего удивляла известная среди корифеев клуба девушка на Peugeot 4007 (соплатформенник Mitsubishi Outlander), так вот она целый год пыталась уничтожить свою любимую машину на маршрутах для стандарта. Так и не уничтожив, с «говорящими бамперами» продала. Надо отметить, автомобиль оказался живучим, хоть и приходилось Марии пролетать большинство препятствий ходом.

Новинка Hyundai Creta, названная главным конкурентом «Рено-Дастер», по оснащению и внедорожным качествам всё-таки конкретно в плане бездорожья «Дастеру» проигрывает, и пока ещё этот корейский автомобиль «для дорог и направлений» не заезжал к нам на «Выходные в стиле Трофи», но можно судить, что «Дастеру» он проигрывает хотя бы потому, что полный привод у «Креты» доступен только в топовой комплектации стоимостью от 1 250 000 рублей против дастеровских 998 000 за максимальную комплектацию с дакаровскими шильдиками ралли-марафона на дверях и ковриках. Плюс, а точнее минус «Креты» – это её платформа от седана «Хёндай-Солярис», которая говорит о том, что этот автомобиль рассчитывался всё же в основном для переднеприводной версии.

…

Renault Duster 4х4 давно уже сыскал славу и доверие. На покатушках, где все автомобили находятся в равных условиях, "Дастер" едет на уровне и даже лучше "Шевроле-Нивы" и "Нивы-”Убан"

Renault Duster 4х4 давно уже сыскал славу и доверие. На покатушках, где все автомобили находятся в равных условиях, «Дастер» едет на уровне и даже лучше «Шевроле-Нивы» и «Нивы-Урбан». Почему? Потому что «Дастер» имеет более мощный двигатель и электронную систему, которая подтормаживает буксующие колёса и помогает проходить диагональные вывешивания так, что аж дух захватывает. Водных препятствий «Дастер» тоже не боится, хотя и следует их избегать, как, собственно, и «Шниве», у которой воздухозаборник находится внизу фильтра, в районе противотуманной фары. Перегрева муфты и прочих проблем «Рено-Дастер» на наших покатушках ни разу не обнаруживал, а на соревнованиях по джип-триалу, проводимых нашим клубом, этот паркетник ехал и вовсе на уровне «УАЗ-Патриота» и «Нивы»-21213 с блокировками в мостах. «Дастер» удивляет нас не впервые. Как-то на покатушках этот француз уделал современного многолитрового американца «Джип Чероки», который так и не смог заехать на горку с небольшой колеёй вслед за «Дастером», который это препятствие преодолел играючи! Кстати Renault Duster часто выступает на соревнованиях вроде женского ралли Aicha des Gazelles, где девушки очень серьёзно рубятся за победу на практически стандартных автомобилях. В «Дастере» за полный привод отвечает многодисковая муфта, поэтому если нужно ехать по плохой и грязной грунтовке, то лучше сразу перейти из режима 4 х 4 auto в режим 4 х 4 Lock. Так как никаких вспомогательных внедорожных режимов не предусмотрено, то рекомендую пользоваться ручным режимом АКПП.

Кстати, автомобиль имеет охлаждение коробки передач, поэтому его автомат на бездорожье не перегревается. Ходы подвески небольшие, но зато вывешивания полноприводный «Дастер» с электронным умом не боится. Но, как я говорил выше, проезжать диагоналки с помощью продвинутой ESP умеют многие паркетники и откровенно легковые кроссоверы, и в естественной среде их ограничивают лишь свесы автомобиля. У «Рено-Дастер» с этим полный порядок.

…

Паркетники и кроссоверы, а также и преобладающее число вседорожников, которые ошибочно и гордо именуют внедорожниками и джипами, прежде всего являются именно SUV-автомобилями для дорог – асфальтовых и грунтовых. Знаете, какой смысл несёт название Mitsubishi Outlander? «Чувство путешествия к далёким, неизведанным землям, в поисках приключений». На паркетнике можно заехать на пляж, в лес, подняться по грунтовой горной дороге и проехать по переметённым зимним дорогам, не боясь застрять в сугробе, отправиться в путешествие и во многом чувствовать себя комфортнее, чем в легковом автомобиле, а главное - вам открывается намного больше маршрутов!

Конечно, все эти преимущества недоступны переднеприводным паркетникам. Не надо думать, что высокая посадка автомобиля даст какие-то преимущества. Нет, это легковой автомобиль с более высоким центром тяжести и немножко более вместительным салоном для поездок исключительно по асфальту и накатанным сухим грунтовкам и грейдеру.

У каждого автомобиля и его систем есть свои нюансы, и в целом его проходимость зависит больше от того, как водитель понимает свой автомобиль, чувствует его и знает, как и в какой ситуации он себя поведет. Владельцу полноприводного паркетника стоит знать внедорожную теорию и применять её на практике, а также уметь управлять своим автомобилем на нестабильном покрытии, ведь кто его знает, куда вас занесёт жизнь в поисках приключений!

Сегмент и популярность SUV-автомобилей расширяется, и за ними наверняка внедорожное будущее, да и неспроста элитные бренды также торопятся выпустить свой «SUVковый» внедорожник. Кстати, арабские шейхи уже вовсю катаются по песчаным дюнам на «Бентли-Бентайга», а «Рено-Дастер» выступает в ралли-марафонах и джип-триале, на «Хайлендере» и «Аутлендере» в 2014 году мы проехали всю береговую линию Тамани и заповедник Большой Утриш. И скажу я вам, получили массу удовольствия от путешествия и приключений! Так что эра «SUVкового» бездорожья уже наступила

Возврат к списку

Комментарии

Комментариев пока нет
г. Москва,
Днепропетровский проезд, д.5
(Варшавка, м.Южная)
АвтоТехЦентр, 4-й этаж.
ООО "Трофи-лайф"
Россия Москва 117545 Днепропетровский проезд, д.5
+7 (495) 649-65-79 +7 (929) 670-93-56 info@trophy-life.ru