С самого начала моей водительской карьеры я ездил на моноприводных легковушках. Но сердце мое меня всегда тянуло на речку, в лес, в поля — в общем, туда, где поменьше цивилизации и побольше природы. Так случилось, что в один прекрасный день, обнаружив в кармане кругленькую сумму денег, я решил купить себе что-нибудь подходящее для преодоления бездорожья.
Сумма была кругленькая, но не достаточной круглости, поэтому пришлось ответственно подойти к выбору автомобиля по соотношению цена/качество. Кроме того, я хотел купить новую машину, что тоже ограничивало возможный выбор. Наконец, мне нужен был универсальный автомобиль, обладающий следующими характеристиками. Во-первых, это основная машина в семье, которая должна возить меня на работу, семью — к теще на блины и т.д., то есть достаточно большая и комфортная. Во-вторых, эта машина должна обладать солидными внедорожными возможностями (поэтому паркетники сразу с негодованием отметались). И в-третьих, машина должна иметь разумную стоимость обслуживания и эксплуатации.
После длительных изысканий мой выбор пал на Mitsubishi Pajero Sport New 2.5D.
И вот я в салоне. К сожалению, японский производитель, вооружившись недоступной пониманию простого русского человека самурайской логикой, предлагает только предопределенные комплектации. Хочешь механику? Тогда в твоем распоряжении только самая бедная комплектация. Поэтому пришлось, скрипя зубами, взять автомат с полным фаршем. Не буду перечислять характеристики и цифры, все это можно посмотреть в брошюре на сайте салона.
Улыбчивый молодой человек предложил мне дополнить комплектацию защитой картера, раздатки и коробки, а также защитой переднего и заднего бампера. Разжижение мозга и дрожь в коленях от предвкушения скорого обладания новым автомобилем не позволили мне в тот миг смотреть на вещи здраво. Через некоторое время случайно увидел в интернете, сколько эти дополнительные опции реально стоят, и понял, что все вышло как в известном мультфильме: «А почему гостиница называется «Три дороги»? - А потому что у нас все втридорога!». О ценах официалов еще поговорим чуть попозже, а пока я залез на скрипящее от новизны кожаное сиденье и, гордо задрав нос, выехал из салона.
Из магазина
Что же за зверя я получил за свои 1,6 миллиона рублей? Водительское место вполне комфортное, посадка скорее легковая, чем автобусная. Мне с моими 187 см роста и далеко за 100 кг веса места хватает, даже если не отодвигать сидение до упора. На заднем ряду тоже вполне комфортно. Не буду сравнивать сидения с каким-нибудь новеньким «лексусом», все-таки машина из другой лиги, но по сравнению, например, с TLC100 мне кажется, что «Спорт» удобнее. Ездил по 6-8 часов с остановкой только на заправку, и проблем с деревянной спиной ни я, ни пассажиры не испытывали. Багажник реально большой: с разложенными задними сиденьями я туда запихнул 3 рулона строительного утеплителя. Серьезный минус по эргономике получают только кнопки включения подогрева сидений, до которых без многолетних занятия йогой на ходу не дотянуться, и рычаг переключения раздатки, который вибрирует, как противокротовый стержень, и конкурирует за место в салоне с левой ногой пассажира.
На шоссе и в городе я был вполне удовлетворен результатом. Лихачество осталось в юности, 178 л.с. достаточно, чтобы нормально чувствовать себя в потоке, перестраиваться и обгонять. Пятиступенчатый автомат слегка задумчив, но когда к этому привыкаешь, то перестаешь замечать. Кроме того, для любителей «полного контроля над ситуацией» есть режим ручного переключения и лепестки под рулем. Я лично использовал эту опцию только на бездорожье.
Независимая передняя подвеска позволяет расслаблено управлять машиной одной рукой вплоть до 160 кмч (быстрее я не разгонялся) и не замечать колейности. У трансмиссии Super select есть режим постоянного полного привода, который можно использовать и на сухом асфальте, например, для буксировки прицепа. Электронные помощники вполне адекватно ведут себя на мокрой или заснеженной дороге, и если совсем уж над ними не издеваться, со своей задачей справляются хорошо. Просвет в 22 см (это под передней защитой) и геометрия позволяют прыгать по любым бордюрам и парковаться в самых немыслимых местах.
Но хватит о городе и асфальте. Я же не седан покупал!
Для бездорожья предусмотрены режимы трансмиссии с механической блокировкой межосевого дифференциала и понижающим рядом. Понижайки в совокупности с 400 Нм крутящего момента и честным гидротрансформатором вполне хватает, чтобы медленно вползать в крутые горки или идти «внатяг». Удивительно для современного автомобиля, но Pajerо Sport оснащен принудительной механической блокировкой заднего дифференциала с пневмоприводом. В наши дни это редкость: сейчас в моде трение и электромагнетизм, которые не выдерживают никакой критики на бездорожье. В совокупности, все это вооружение позволяет практически не бояться диагоналки и уверенно ехать даже по глубокому снегу.
В целом, я абсолютно довольный и счастливый ездил по городу, на отдых к водоемам, куда обычные пузотерки доехать не могут, а значит, не так людно, за грибами — другими словами, получил именно то, на что рассчитывал за адекватную стоимость. Но тут один мой товарищ произнес роковую фразу: «Поехали с нами на покатушки, посмотришь, на что способна твоя машина». И вот я в компании таких же сумасшедших на «стандартных» (я потом узнал правильное название) внедорожниках присоседился к команде так называемых «подготовленных» и под чутким руководством организаторов из Trophy-life поехал покорять умеренное бездорожье всего лишь в 30 км от Москвы. Я и не подозревал, что можно ездить по таким «дорогам», и с первого же выезда понял, что заболел трофи. Но об этом расскажу как-нибудь в отдельной статье. А пока, съездив на выезды еще несколько раз, понял, что текущих характеристик машины мне совершенно не хватает и задумал внести ряд усовершенствований в конструкцию...
Начинаем строительство
К этому моменту я уже насмотрелся на поведение подготовленных машин в разных ситуациях и приобрел кое-какой опыт. Поэтому решил не пороть горячку и не строить колосса на глиняных ногах, а на первых порах ограничится небольшим лифтом подвески, установкой колес большего диаметра и установкой силового бампера с лебедкой. Я не стал долго думать и обратился в тюнинг-центр «TROPHY-LIFE».
Мне установили лифт-комплект OME 2’’: для второго «Спорта» это просто газовые амортизаторы и пружины большей жесткости. Стандартные колеса были с почетом отправлены в отставку, а на их место были поставлены BF Goodrich MT KM2 2857516 (33 x 11.5). ЗЗ-е колеса встают без проблем безо всякого «бодика», надо только немного подвинуть бачок омывателя и обработать напильником брызговики. Спереди был установлен силовой бампер от ARB, а в него — лебедка Come Up 9,5. На мой взгляд, это минимально необходимый набор, чтобы выезжать на бездорожье умеренной тяжести. После первого выезда в пампасы машина была доукомплектована расширителями арок (как только дело дошло до грязи, боковые окна стали абсолютно непрозрачными) и пультом дистанционного управления лебедки. На этом была поставлена временная точка и началась эксплуатация обновленного «трактора».
На суше и на море
Естественно, степень комфорта при езде по асфальту существенно снизилась. Машина стала задумчивой при разгоне, крейсерская скорость на трассе упала до 130 км/ч (можно и больше, но не хочется). Расход топлива увеличился примерно на 10-15%. На удивление не чувствуется практически никакой разницы при езде по городу, конечно, за исключением динамики. Видимо, более жесткая подвеска нивелирует поведение грязевой резины на асфальте. Мне есть с чем сравнивать, я периодически езжу на таком же стоковом «Спорте». Но я знал, на что шел, когда делал перекос в сторону бездорожья.
Лишние 5 см клиренса и чуть большие грязевые колеса выводят машину на совершенно новый уровень проходимости, а лебедка позволяет проползти там, куда раньше я боялся посмотреть. Не побоюсь заявить, что машина едет на бездорожье не хуже любой другой с таким же размером грязевых колес, в том числе вполне конкурентоспособна по сравнению с такими эталонами, как TLC, Gelandewagen и Defender. Движка и трансмиссии вполне хватает, чтобы крутить колеса 33’’ — а колеса большего размера для этой машины уже перебор. О покорении всяческих внедорожных маршрутов можно почитать в специальном разделе, я лучше расскажу о моем опыте эксплуатации подготовленного «Спорта».
Недостатки
Я с удивлением выяснил, что в моей машине стало гораздо больше расходных запчастей.
Во-первых, тормозные колодки. Если на асфальте колодки ходят 50-60 тысяч километров, то на бездорожье их можно полностью стереть за пару выездов.
Во-вторых, стойки стабилизаторов передней подвески. Гениальные японские конструкторы в новом спорте сделали классические «косточки» и вынесли их вперед. Таким образом, косточки первыми встречают большую часть внедорожных сюрпризов, пыльнички, закрепленные жиденькими скобками, слетают, и шарниры получают обильную смазку из глинистой жижи. Но на ходовые качества колес 33’’ это заметного влияния не оказывает, и я меняю стойки, только когда совсем противно скрипеть начнут.
В-третьих, пыльники внешнего ШРУСа. Как выясняется, охотники и рыболовы очень любят физкультуру, и вместо того, чтобы поставить на свою машину лебедку, натаскивают полную колею бревен и сучьев. После этого честные джиперы сталкиваются с «эффектом дикобраза», когда после проезда по луже из подвески и не только в произвольные стороны торчат деревянные «иголки». Я за два года несколько раз срывал пыльники, и вердикт, к сожалению, был один и тот же: замена гранаты.
В-четвертых, три радиатора — турбины, кондиционера и двигателя, — установленные один за другим. На бездорожье они мгновенно забиваются глиной, единственный способ мытья — снятие радиатора двигателя. К чести конструкторов, он снимается в три движения, и в принципе эту процедуру можно делать самому, если в наличие есть некривые руки, гаечный ключ и два зажима. Я промываю радиатор практически после каждого мало-мальски серьезного выезда.
Если вы собираетесь часто съезжать с асфальта, вам придется либо забыть об официальном сервисе, либо приготовить существенную сумму. Поездка к официалам примерно раза в 3-4 дороже ремонта в «обычном» сервисе с покупкой качественных японских и корейских, но «не родных» запчастей в интернете.
Достоинства
За исключением перечисленных выше пунктов, машина крепкая и проходимая, что подтверждено неоднократными выездами на среднее и даже тяжелое бездорожье. Все жизненно важные органы хорошо спрятаны. К примеру, машина без существенных потерь преодолела красный маршрут Чухломы-2012 (если, правда, не считать убитой в хлам защиты картера и ШРУСа) — а на том треке даже TLC-80 на 36’’ симексах было не сладко. За почти три года эксплуатации и 60 000 км пробега, помимо четырех вышеуказанных пунктов, я менял только масло и фильтры, и один раз пришлось приварить оторванное ухо защиты.
Машину достаточно легко подготовить к умеренному бездорожью — во всяком случае, легче, чем многие другие. Попробуйте, например, поставить 33’’ грязевую резину на Discovery 4, и вы поймете, о чем я говорю. При этом сохраняются приемлемые характеристики езды по асфальту, объем полезного пространства и удобство эксплуатации. Не имеет смысла говорить, например, о нюансах прохождения «змейки» на скорости 100 км/ч, как это любят делать во многих автомобильных журналах — подготовленная машина предназначена не для этого. Но вполне комфортное перемещение на большие расстояния машина обеспечивает, и этим все сказано.
Кроме того, машина не перегревается на низких оборотах и холстом ходу даже при полностью забитом грязью радиаторе, конечно, если не включать кондиционер. Наконец, она штатно укомплектована двумя аккумуляторами и системой распределения питания и подзарядки. А это значит, что не надо химичить с электрикой при установке лебедки и волноваться, что лебедка посадит аккумулятор.
Что дальше?
За два года эксплуатации подготовленного MPS New я понял, что стихия этой машины — дальние путешествия: и на асфальте комфортно, и не спасует в случайной грязи. Из строительства планирую поставить силовой задний бампер с калиткой под запаску, так как 33’’ запаска не влезает в штатное место и приходится возить ее в багажнике. На крышу планирую установить кофр известной скандинавской фирмы. Также хочу установить шноркель, но не для того, чтобы увеличить глубину брода: машина не предназначена для ныряния по стекла, слишком много в ней электроники. Шноркель, надеюсь, позволит дольше сохранять свойства воздушного фильтра и убережет от случайного форс-мажора, когда в безобидной луже встречается глубокая яма.
Ну и, конечно же, для души хочу купить TLC и рубиться на нем на покатушках для «подготовленных»