Фортуна – богиня удачи, везения, непредсказуемого и случайного благосостояния. Богиня культа авантюристов, искателей приключений и людей, идущих на риск. Кстати, неспроста Фортуна держит в руках рог изобилия и опирается на колесо, стоящее на земной твердыне. Вполне себе автомобильная тема, особенно в плане внедорожника. Подразделение Toyota в Таиланде материализовало культ под мужским началом и с 2005 года выпускает Toyota Fortuner («Форчунер»). Внедорожник поставляется в страны Азии, центральной Америки, Индонезию и Индию. До России «доехало» лишь второе поколение, и то с запозданием на два года.
Toyota Fortuner является представителем недорогого сегмента, так называемых «рабочих лошадок», и на фоне премиальных моделей внедорожников, давно продающихся в России, презентация «Форчунера» стала некой скандальной сенсацией. Land Cruiser Prado, вроде бы близкий по цене, давно завоевал свою репутацию, и многие начали сравнивать эти модели, отмечая, что «Форчунер» по всем параметрам выглядит гадким утёнком перед старшим братом. Но, несмотря на сплетни и домыслы, Fortuner второго поколения всё чаще встречается на дорогах нашей страны. Получается, что чем-то этот автомобиль привлекает к себе внимание. Почему «Форчунер» всё-таки покупают и насколько правдивы слухи и домыслы вокруг этой новой для России модели от «Тойоты»?
«Форчунер» конструктивно спроектирован на базе Hilux, созданной в 2015 году новой рамной конструкции IMW, отличаясь от пикапа лишь задней пружинной подвеской. «Хайлакс» на данный момент является лидером продаж в сегменте пикапов в России и прочно занял эту позицию. Тем, кто не желает возить в кузове воздух, но кому требуется надёжный и крепкий внедорожник, как альтернативу компания «Тойота» предлагает полноценный пятидверный Fortuner и преподносит его как бескомпромиссный внедорожник.
Но вот тут начались недоумения в среде автолюбителей и автожурналистов: зачем в России нужен внедорожник с системой полного part-time, а не постоянного полного full-time, как у «Прадо»? Да ещё по цене, которая конкурирует с Land Cruiser Prado? В реальности же дело обстоит несколько иначе. Во-первых, что плохого в партайме, ведь «Хайлакс» с тем же партаймом держится первым на рынке, отлично себя зарекомендовал и никакого дискомфорта в сложных погодных условиях водителю не доставляет. Во-вторых, в реальности покупают только богатые комплектации «Прадо», цены на которые начинаются от 3 миллионов рублей, что почти на 400 тысяч дороже «Форчунера», а с бензиновой версией разница будет ещё больше. Даже если набраться великого терпения и заказать самую дешёвую версию «Прадо», то потом придётся завидовать владельцу «Форчунера» из-за очень скупого оснащения по всем пунктам. Это первое, что заставляет задуматься реального покупателя и заинтересоваться новым Toyota Fortuner.
Так как платформой для «Форчунера» является пикап, то философия этой модели не подразумевает каких-то излишеств и роскоши и, по сути, является недорогим сегментом для людей с точными задачами и потребностями в рабочей машине с хорошей проходимостью, надёжностью и комфортом.
Всё необходимое для приятной и комфортной езды у «Форчунера» имеется, но начнём с дизайна автомобиля. Высокий, собранный, с маленькими свесами и узнаваемыми линиями, «Форчунер» впитал современные элементы стиля, оставаясь при этом скромным только в модельном ряду внедорожников «Тойота». Вообще, по внешнему виду становится сразу понятно, что перед вами настоящий, честный «проходимец», способный и готовый на многое.
Стиль салона, конечно же, напоминает «Хайлакс», всё так же качественно, хоть и без излишеств. Тактильно материалы отделки очень приятны. Каких-либо скрипов и сверчков замечено не было, несмотря даже на странноватые крепления сложенного третьего ряда сидений в багажнике. Третий ряд, как и в большинстве современных среднеразмерных авто, здесь больше для наличия, так как ездить там смогут только маленькие дети дошкольного возраста. Мультимедиа очень простая, логически понятная, с хорошим звучанием и приёмом радио, но со своими глюками при работе с большими размерами флешек. Жаль, что в нашей комплектации не оказалось GPS-навигации, точнее кнопка есть, а навигации нет.
Современный бесключевой доступ и пуск двигателя обеспечивается системами Smart Entry и Push Start, которые очень удобны в ежедневном использовании, достаточно, чтобы ключ просто лежал у вас в кармане! В сильные морозы прогрев дизельного двигателя значительно ускорит вязкостный подогреватель двигателя, а подогрев руля станет невероятно приятной и любимой опцией. Мне очень понравилось держаться за тёплый руль, после того как приходилось откапываться из снега на морозе.
Летом для комфорта пассажиров задних рядов, а у «Форчунера» пусть и очень детский, но он есть, будет востребован дополнительный кондиционер. Водитель и пассажир справа будут пользоваться двухзонным климат-контролем. Подогрев зеркал и низа лобового стекла всегда гарантирует хороший обзор. Утром иней с зеркал очень быстро сходит, а корпус зеркала обводит потоки, так что зеркала не забрасывает дорожной грязью. Подогрев лобового стекла позволяет не обмерзать резинкам стеклоочистителей и всегда хорошо очищать лобовое стекло. Быстро привыкаешь и к электроприводу багажника, так что через пару дней эксплуатации я автоматически стал ждать, что багажник на моей машине тоже будет открываться сам после нажатия на кнопку.
В общем, всё это хорошо работает, обеспечивает комфорт и безопасность, и вроде бы даже не удивительно, принимается как обыденность. Как я уже говорил, концепция и философия «Форчунера» основаны на необходимом и нужном, простом и надёжном.
Есть, правда, и неудобные моменты, куда же без них. Регулировка передних кресел позволяет удобно разместиться лишь людям среднего роста, а вот высоким здесь уже некомфортно – отодвигается кресло совершенно недалеко, так что человек ростом под 180 см уже чувствует, что сидит впритык, а наезжающий сверху потолок усиливает это ощущение. Пассажир справа будет довольствоваться только механическими регулировками сиденья, но этим также сейчас никого не удивить. Не совсем понятен функционал крючка-вешалки, интегрированного в спинку передних сидений, – то ли для крепления перевозки для собаки, то ли для сумок, – и доставляющий неудобства пассажирам, если его забыть сложить.
В сильные морозы выявился ещё один неприятный момент, над которым тойотовцы работают, – замерзают фиксаторы ограничителей дверей, причём так, что дверь открывается с большим усилием и с ощущением, что сейчас что-то сломается. При прогреве салона двери открываются совершенно нормально. Видимо, придётся «Тойоте» менять ограничители на уже проданных машинах при прохождении плановых ТО.
Первыми на рынке появились «Форчунеры» с дизельными двигателями 1GD-FTV системы Common Rail, объёмом 2,8 л, с 6-ступенчатой АКПП, точно такие же устанавливаются и на родоначальный пикап «Тойота-Хайлакс». Двигатель относительно новый, в серию пошёл с 2014 года, но уже успел себя охарактеризовать как надёжный и экономичный при достойных параметрах в 177 л. С. и 450 Нм крутящего момента. Мне даже показалось, что «Форчунер» едет с этим двигателем на уровне трёхлитрового «Прадо», что, в принципе, объяснимо, так как «Форчунер» легче на 200 кг. Динамика автомобиля не выдающаяся, но вполне приемлемая и удобная. Особенно оживает автомобиль при включении режима PWR, это аналог спортрежима. Если же хочется сэкономить, то включаем режим ECO и никуда не спешим, особенно эффективным режим будет на трассе. В морозы пуск двигателя никаких проблем не доставляет. В «Форчунере», в отличие от «Прадо» с таким же двигателем, тарахтение дизеля слышится чуть сильнее, но в рамках комфорта. После того как я успел изрядно покататься на Toyota Fortuner по различным дорогам и вне дорог (пробег составил 1100 км), у меня получился средний расход в смешанном цикле около 12 литров на 100 км пути. Причём это включая езду на спущенных шинах по снежным полям. В общем, тут опять же параметры схожи с Toyota Hilux.
Во время написания статьи стало известно, что теперь доступны для заказа машины с бензиновыми моторами 2TR-FE на 6-ступенчатом автомате или 5-ступенчатой механике. Параметры мощности этого агрегата более скромные: 166 л. с. и 260 Нм. Каким характером наделит «Форчунер» этот агрегат, узнаем уже совсем скоро.
Перед тем как перейти к рассказу о ходовых качествах, стоит уделить внимание рассказу о системах безопасности. Их, как и полагается всем современным автомобилям, довольно много – 7 подушек, активные подголовники – ABS, EBD, A-TRC, VSC, HAC, DAC, EBS, TSC.
И вот тут стоит вспомнить спор о том, зачем нам part-time, а не привычный full-time, которому все так доверяют? Так вот, система курсовой устойчивости VSC, система распределения тормозного усилия EBD и антипробуксовочная система A-TRC настолько хорошо справляются со своей задачей, что разницу в стабильном поведении автомобиля на скользкой дороге заметить практически нереально. Вот честно, настолько хорошо настроены системы безопасности, что при всём желании пустить машину в занос у вас это не получится. Ну если уж всё-таки хочется ехать по скользкой, заснеженной дороге в режиме 4H, то можно смело переключаться из положения 2Н, не останавливаясь на скоростях до 100 км/ч. Это очень удобно, в чём мы убедились в поездке по Владимирской области, где на маршруте приходилось и по чистому асфальту ездить, и по обледенелым просёлкам. Хотите драйва и острых ощущений – отключайте систему безопасности, и теперь всё в ваших руках. Но будьте осторожны!
По твёрдому покрытию ездить в режиме 4Н не рекомендуется, так как можно перегреть масло и испортить трансмиссию. О перегреве сообщит датчик температуры масла. Признаюсь, что невольно, опасаясь того же партайма на скользкой дороге, я проехал на полном приводе по сухому асфальту около 20 км, так как просто забыл перейти в режим 2Н, но сигнализация так и не сработала. Возможно, я ехал осторожно и недостаточно быстро. Кстати, на асфальте в режиме 4Н слегка теряется накат и ухудшается маневренность, так что вы невольно начнёте искать причину такого поведения. Чтобы вызвать реакцию температурного датчика, перемещаясь по сухим грунтовкам, скорее всего, придётся двигаться в раллийном режиме.
Ещё одним весомым плюсом в пользу партайма является отсутствие дифференциала в раздаточной коробке что, несомненно, лучше для бездорожья. Так и крутящий момент правильно раздаётся, и блокировки дифференциала не требуется в связи с его отсутствием. То есть в положении 2Н работает только задний мост. Ни передний карданный вал, ни дифференциал в переднем мосту не вращаются, что, естественно, бережёт их ресурс. Меньше вращающихся деталей – меньше расход топлива и выше надёжность. Единственным слабым звеном якобы может являться электромотор размыкания полуоси, точно такой же, что переключает РК на «Прадо» и самом «Форчунере», но в его надёжности сомнений не возникает. Ну и, в конце концов, повторюсь, на пикапах «Хайлакс» уже несколько лет ездят и никаких нареканий, так почему же они могут возникнуть на «Форчунере»?
Подвеска показалась мне энергоёмкой, хоть и слегка жестковатой, а чего ожидать от внедорожника? Схожие ощущения и от езды на «Паджеро-Спорт» второго поколения. Лично мне эти машины показались очень схожими по духу и повадкам, но «Форчунер» оказался более маневренным, динамичным, проходимым и, как ни странно, современным. Почему я не сравниваю его с «Паджеро» третьего поколения? Потому что на бездорожье «Форчунер» на голову выше, крепче и конструктивно более защищён. Отличный обзор и маневренность также позволяют хорошо чувствовать себя в любых условиях. На мой взгляд, сейчас на рынке новых автомобилей Toyota Fortuner выглядит лучшей машиной для экстремальных поездок, подразумевающих преодоление бездорожья, и как вариант для внедорожного тюнинга.
Среди конкурентов Fortuner можно назвать Ford Explorer, Pajero Sport и родственный Toyota Prado. Если у этих он выигрывает в показателях проходимости и живучести, то на бездорожье его прямой конкурент – это «УАЗ-Патриот». Тем клиентам, которые не хотят покупать «Патриот», но хотят ездить по бездорожью, ездить надёжно и с комфортом, теперь предложена альтернатива в виде «Форчунера». Правда, «Тойота» в два раза дороже. Также в настоящей ситуации большим аргументом не в пользу Toyota Fortuner может выступить вторичный рынок, предлагающий более широкий спектр выбора двух-, трехгодовалых авто, но здесь есть риски, и поэтому новые автомобили точно будут продаваться. Цена на Toyota Fortuner в России кажется завышенной, но её диктует ситуация на рынке, и с этим ничего не поделаешь. Про мировую политику, влияющую на цены в России, и так все знают, а если учесть что «Форчунер» собирается в Таиланде, то считайте это ещё одним фактором удорожания.
Простота и слаженность Toyota Fortuner пришлись мне по душе. Эта машина точно приживётся в России и будет хорошо продаваться. Её будут покупать как семейный автомобиль, машину для путешествий, подготавливать к экспедициям, приключениям и, естественно, для работы в сложных условиях. «Форчунер» – замечательный «проходимец» благородных кровей. Да, это не Land Cruiser, но это Toyota, а кто откажется управлять мечтой, помеченной таким культовым именем Фортуны!