Археологи установили, что джиперы появились в глубокой древности.
Первым из них считается братец Иванушка, который вопреки предостережениям
сестрицы Алёнушки напился водицы из лесной колеи. Поговаривают, что первым
штурманом у джипера Иванушки стала вышеупомянутая сестрица Алёнушка.
Боян (с)
Для чего мне нужен археологический внедорожник
Люди на европейской части России жили везде. Даже там, где взору путешественника предстают нетронутый лес да болота, есть особые свидетельства прежней жизни. Пытливый путник легко приметит лесную поляну с регулярными границами, старые деревья, стоящие в линию, одинокую яблоню или куст жасмина, протяжённые парные валы и рвы, круглые холмики с ямами на вершинах, поросшие старыми соснами. Всё это – приметные и неприметные следы прежней жизни: поля, дороги, жилые усадьбы, курганные кладбища.
10 тысяч лет тому назад появились здесь первые люди, шедшие вслед за отступающим в Скандинавию ледником. На открытых просторах приледниковых степей они добивали последних мамонтов и устраивали многолетние стоянки рядом с местами, где ежегодно сотни тысяч оленей переправлялись через бурные талые приледниковые потоки – прообразы нынешних больших и малых рек. Через пару-тройку тысяч лет на месте прежних степей выросли леса. А люди приручили собак, изобрели лук и стрелы, научились строить лодки и стали обживать берега многочисленных рек и озёр, где ловили рыбу, птицу, словом, жили вольготной лесной промысловой жизнью. В эпоху египетских пирамид наши лесные предки освоили бронзолитейное дело, научились делать глиняную посуду, одомашнили свиней, овец, коров, лошадей. В результате выпаса всей этой домашней животины стали образовываться обширные поляны – прообразы будущих полей. Во времена Юлия Цезаря эти поляны привлекли внимание древних земледельцев, научившихся к тому времени обращаться с железом. Эти уже недавние наши предки стали строить укреплённые городки, устраивая их на мысах, отгороженных от поля рвами и валами. Железные орудия труда – топор и коса, соха, плуг – совершенно преобразили лесной край. Благодаря труду финно-угорских, балтских, а позднее и славянских народов здесь вновь стали появляться обширные безлесные пространства – созданные руками человека поля и луга, многие из которых существуют и поныне.
К XVI веку земледельцами и промысловиками были освоены последние медвежьи углы, и на пространстве от Белого моря до южных степей практически не осталось исходных лесов. Где бы вы нынче ни продирались сквозь непролазную чащу – везде до вас уже побывали вышеупомянутые топор, коса, соха и плуг, стояли крепости и деревни, окружённые полями и кладбищами, везде ездили телеги или сани, везде проходили конные или пешие. Теперь по следам наших предков идём мы – археологи. А помогает нам в этом внедорожная техника.
Впервые в своей профессиональной деятельности я встретился с внедорожником в первой половине 80-х годов прошлого века в кызылкумской пустыне. Рабочей лошадкой в хорезмской экспедиции тогда был легендарный ГАЗ-66-«шишига» с бодрой надписью «Научно-изыскательская» на борту. Впечатляющие транспортные и внедорожные качества автомобиля, его универсальность и неприхотливость весьма радовали. А безумная прожорливость никого не напрягала. Старшие братья «шишиги» – монструозные многоосные тягачи, а также младшие братья – «козлики» и уазики – как-то у нас не прижились. И хоть говорят, что универсальных автомобилей не бывает, «шишига» нам тогда казался близким к идеалу.
С тех пор мир изменился. Внедорожник внедорожник перестал быть исключительно профессиональным инструментом — сейчас это средство проведения досуга. Появился целый ряд замечательных моделей внедорожников, оснащения и снаряжения, сильно изменились стандарты оценки свойств внедорожной техники в жанре «соотношение «цена – качество», более весомым стал показатель комфортности. Неизменными остались бездорожье и неуёмная тяга археолога проникнуть сквозь это бездорожье к предмету своего интереса.
Исходные тезисы моей программы строительства внедорожника
1. Строить внедорожник можно из чего угодно, как угодно и сколько угодно. Для чистоты эксперимента в 2010 году был приобретён только что изготовленный «дефендер»-90 в стоковом варианте.
2. Теперь, когда по прошествии лет стало ясно, что сахар раньше был слаще, а вода мокрее, идея универсального внедорожника окончательно покинула мой ум. Поэтому данный автомобиль строился как один из элементов отряда, куда входит вся линейка внедорожных наземных транспортных средств от квадроцикла до грузовика. Связано это с концепцией проникновения в труднодоступные районы по системе «базовый лагерь – маршруты». В этой схеме мой внедорожник строился как командирский автомобиль среднего звена, рассчитанный на экипаж из двух человек. Поэтому был выбран короткобазный «дефендер»-90. Он ведёт колону по дорогам общего пользования, участвует в формировании главного базового лагеря на умеренном бездорожье, проходит по тяжёлому бездорожью по предварительно разведанным маршрутам для организации вторичных базовых лагерей или для проведения полевых работ на радиальном маршруте. Автомобиль имеет автономность в пределах двух дней и радиус действия в условиях бездорожья в пределах 200 км. Эти искомые свойства обозначили направление тюнинга.
3. Решено было изначально не стремиться к максимальному облегчению автомобиля. Напротив, реализовано стремление нагрузить его до предела возможного. Такой подход заметно снизил потенциал проходимости «дефендера». Однако в экспедициях любой автомобиль неизбежно будет загружен под завязку.
4. В качестве безальтернативного базового условия приобретения автомобиля рассматривалось приобретение нового автомобиля у официального дилера, в связи соформлением его на юридическое лицо. Кроме того, но не в последнюю очередь, новый «дефендер», как никакой другой автомобиль (разумеется, за исключением «шахи»), подходит для тюнинга и даже непременно его требует.
5. Я никакой специалист в автомобильной технике и автомобильном дизайне, поэтому с уважением и доверием отношусь к результатам многолетней деятельности ребят из Солихалла. При неизбежном тюнинге автомобиля изначально предполагалось исключить то, что в просторечии именуется «колхозом» и сильно меняет стиль автомобиля.
Внешние изменения
1. Алюминиевая защита рулевых тяг. Защита рулевых тяг алюминиевая, штатная, поставлена сразу при покупке авто
2. Пневмоблокировки переднего и заднего моста. Пневмоблокировки ARB заднего и переднего дифференциалов превращают «дефендер» в совершенно новый автомобиль. В сочетании со штатной механической блокировкой межосевого дифференциала они невероятно повышают проходимость. Однако применяя блокировки, надо помнить, что во включённом состоянии они сильно снижают манёвренность автомобиля. В особенности это сказывается при лавировании в густом лесу, где колея идёт на пределе габаритов. Привычное манёвренное поведение автомобиля при включённых блокировках резко меняется в худшую сторону, что в условиях спешки, невнимательности или усталости может привести к наезду на препятствие. При маневрировании следует все блокировки отключить, а также распустить межосевую блокировку.
3. Алюминиевый клюз для синтетического троса.
4. Лебедка, с переносом блока управления под капот. Передняя лебёдка. Warn 9.5xp-s. Очень быстрая. Имеет две системы управления: с пульта (до 27 метров) и при помощи шнура. Весь блок управления был убран в моторный отсек под левое крыло. Гнездо подключения шнура выведено на крыло. Стальной трос сразу был заменён на синтетический.
5. Алюминиевые накладки на крылья. Алюминиевые накладки на верхние плоскости крыльев позволяют уверенно перемещаться по поверхности крыльев без риска поскользнуться или промять крыло.
6. Тросы-веткоотбойники. Веткорезы сделаны правильно. Они натянуты между силовым бампером и багажником и представляют собой типовые яхтенные леера. Завёрнутые концы тросов закрыты гильзами, чтобы избежать возможных травм.
7. Шноркель, сюда выведены сауны. Шноркель был поставлен сразу при покупке автомобиля. Этот штатный девайс довольно стильно выглядит и хорошо делает свою работу. При установке шноркеля надо поменять и загерметизировать всю воздуховодную магистраль до коробки воздушного фильтра. Без этого от шноркеля не будет никакой пользы окромя вреда. Трубки на сапуны выведены в шноркель. Зимой при скорости более 90 км в час, а летом при «правильном» направлении ветра на скорости более 120 км в час эти трубочки начинают петь, как трубы органа.
8. Экспедиционный багажник с боксом. Пластиковый бокс на багажнике – вещь полезная. Сюда всегда можно убрать что-либо совершенно грязное и мокрое или держать совершенно чистое и сухое. В зимних путешествиях в боксе можно держать продукты, требующие заморозки или не боящиеся холода. Штатно у меня там лежат спортивные маты для спального места. Они лёгкие и на центр тяжести автомобиля не влияют.
9. Разъем кабеля управления лебедкой.
10. Решетки защиты фар.
11. Передний силовой бампер с «кенгурином». Передний силовой бампер. Вот с этим девайсом произошло основное наступание на грабли. Изначально поверил в правильность предлагаемых лендроверовских обвесов. Заказал себе обрезиненный кенгурин и штатный бампер с местом под лебёдку. Всё это работало до первого перебежавшего дорогу дерева. Бампер хлипкий, края не усиленные. Девайс не выдерживает даже упора в дерево – мнётся, забирая с собой на тот свет ещё три недешёвых алюминиевых элемента передка. К тому же к штатному комплекту никак не прикрепить правильным образом веткорезы. Словом, после знаменитой поездки на речку Киморку (Кикиморку) решил поставить нормальный силовой бампер фирмы ARB. Вот только лебёдку пришлось новую покупать, поскольку прежняя не влезала на новое место. Всем рекомендую сразу избавляться от штатного дефендеровского переднего бампера и кенгурина.
12. Подножки силовые. Трубчатые подножки штатные, были поставлены при покупке автомобиля. Вес машины не держат, мнутся. При случае заменю.
13. Экспедиционный багажник и лесенка. Экспедиционный багажник и лесенка, перенос на штатные места багажника переднего и заднего номеров и подсветки номера. Багажник был поставлен сразу при покупке автомобиля. Крепкий, стильный. На него крепятся хайджек, антенны радиостанций, можно поставить дополнительный свет. Сюда можно временно прикрепить грязный после использования инструментарий, какие-нибудь брёвнышки, прихваченные по дороге. На длинных относительно ровных перегонах на багажник можно поместить до 70 кг всякого барахла, которое потом будет сгружено в базовом лагере. А вот нагружать багажник на пересечённом бездорожье настоятельно не рекомендуется, так как центр тяжести автомобиля поднимается, что не есть хорошо, особенно при боковом уклоне. Ведь «дефендер» со своим алюминиевым кузовом сконструирован так, что изначально центр тяжести у него расположен очень низко. Это позволяет легко преодолевать косогоры с боковым уклоном до 35 градусов. На это рассчитаны все элементы подвески, под это затачиваются и все навыки управления автомобилем. Груз на багажнике сильно ухудшает устойчивость автомобиля, в особенности лифтованного и на высокой резине.
14. Антена диапазона СВ.
15. Антена диапазона УКВ.
16. Хай-джек на специальном креплении.
17. Калитка для полноразмерной записки. Калитка запаски была поставлена в связи со сменой резины. Запасное колесо стало тяжелее. Штатное крепление на двери стало жалко.
18. Резина BFG km2 255/R16 (33 дюйма), диски литые, штатные. Колёса 33 дюйма (255/85 16R). Диски оставил штатные литые. При сдувании до 0,8 атм. разборт маловероятен. Сдувался до 0,5 зимой. Резину выбрал BF Goodrich KM2 и не пожалел. Резина мягкая, зимой не дубеет, хорошо плющится при сдувании. Кроме того, позволяет ездить по асфальту не только летом, но и зимой (без фанатизма, разумеется).
19. Клапан вентиляции топливного бака. Трубка на вентиляционный клапан топливного бака выведена в лесенку. С этим топливным клапаном, как и с самим топливным баком у короткого Дефендера просто беда. Во-первых, клапан совершенно не терпит соприкосновения с дизтопливом, выходит из строя и начинает протекать. После нескольких заправок «по самую крышку» под машиной образуется лужа из дизтоплива. А поменять клапан весьма не просто. Неисправный клапан пропустит воду в топливный бак, если машина надолго задним мостом зависнет в яме с водой или в броде. Ещё одно слабое место – пробка топливной горловины, точнее, возможность запереть её ключиком – зимой от воды личинка легко замерзает. Сам бак ёмкостью 60 литров, которые на бездорожье вы легко сожжёте за 4-5 часов непрерывного труда, даже особо никуда и не уехав. При этом производитель официально информирует особо рьяных джиперов, что преодолевать сильно пересечённую местность с запасом топлива меньше половины бака не рекомендуется из-за конструкции и расположения топливного насоса. Заменить штатный топливный бак на более ёмкий на коротком Дефендере не получится.
20. Буксировочное устройство.
21. Боди-лифт (кузова) 2``. Автомобиль лифтован на 2 дюйма с сопутствующими переделками подвески и рулевого управления. Делалось всё в штатном режиме штатными деталями сразу при покупке автомобиля. Подняли машину поначалу лишь для того, чтобы иметь возможность вывести в заднюю левую арку патрубки салонного вебасто. Но этого лифта хватило и на 33-дюймовые колёса. Посадка стала высокая, солидная, что сильно способствует взаимопониманию в городских условиях.
Изменения внутри салона
На левой стороне передней панели размещены кнопка управления встроенным компрессором ARB CKMA12 (87,2 л/мин), а также клавиши включения передней и задней межполосных блокировок (1)(2)(3). Там же помещена рукоятка управления салонным отопителем WEBASTO Air Top 2000 ST (дизель) (4). На центральной части передней панели внизу слева помещён пульт управления отопителем двигателя WEBASTO TTC (дизель) (5).
Отопитель двигателя может быть запущен и способен работать при выключенном зажигании, что позволяет осуществлять более гуманный пуск дизеля в сильные морозы, да ещё помогает несколько прогреть салон. Вообще же «дефендер» изначально очень плохо подготовлен к холодам. Алюминиевый кузов не только быстро теряет тепло, но в движении норовит набрать холоду через многочисленные щели. И если при работе двигателя под нагрузкой жидкость в штатной печке ещё как-то греется, то на холостых оборотах дизель «дефендера» ведёт себя как последний эгоист и моментально выстывает, не давая никакого тепла в салон. Особенно это неприятно в зимнем лесу, ведь после работы в снегу вы рискуете вернуться в ледяной салон. В этих случаях приходится держать отопитель двигателя включённым, что сказывается на повышенном расходе дизтоплива из небольшого (60 литров) топливного бака.
И в мороз, и в дождливую погоду стоковый «дефендер» не только быстро выхолаживается, но и постоянно запотевает изнутри. Бороться с этим недостатком призван салонный отопитель. В нашем случае он установлен так, что горячий и сухой воздух подаётся сзади снизу вверх (15), обеспечивая правильную конвекцию воздуха, быстрый прогрев салона и ликвидацию запотевания стёкол. Кроме того, у задней двери на верёвочке можно развесить намокшие вещи, которые быстро высыхают.
1. Клавиша активации втроенного компрессора ARB СКМА12 87,2 л/мин
2. Клавиша активации пневмоблокировки переднего моста
3. Клавиша активации пневмоблокировки заднего моста
4. Рукоятка управления салонным отопителем двигателя WEBASTO Air Top 2000 ST (дизель)
5. Пульт управления отопителем двигателя WEBASTO TTC (дизель)
6. Устройство крепления навигатора
7. Устройство крепления полевого ноутбука
8. Устройство крепления видеорегистратора
9. Салонный термометр
10. Алюминиевая по звукоизоляции обшивка пола, ниш, тоннеля КП и рудников
11. Отопитель двигателя WEBASTO TTC (дизель)
12. Блок управления лебедкой WARM 9,5xp-s установлен под левое крыло, разъем управления лебедкой выведен на крыло (дублирует пульт)
13. Большой открытый отсек органайзера емкостью 243 литра
14. Спальное место размером 200х135, организуется путем раскрытия съемной части палубы (19) и укладки ее на сложенные сиденья, выдерживает вес до 200 кг
15. Заборный и выпускной сопла салонного отопителя WEBASTO Air Top 2000 ST (дизель)
16. Центральный отсек органайзера емкостью 162 литра, закрывается одной крышкой, составляющей часть палубы
17. Левый отсек органайзера емкостью 33 литра, закрывается одной крышкой, составляющей часть палубы
18. Правый отсек органайзера емкостью 66 литров, закрывается одной крышкой, составляющей часть палубы
Весь автомобиль выложен алюминиевым листом, уложенным на звукоизоляцию. Из специальных фанерно-алюминиевых пакетов выстроен органайзер, заместивший собой совершенно бесполезные в коротком «дефендере» задние сиденья (илл. 6). Общий литраж отсеков органайзера составляет 504 литра и распределяется на четыре отсека: задний, открытый, объёмом 243 литра, центральный объёмом 162 литра, а также левый и правый боковые по 33 и 33 литра соответственно. Центральный и боковые отсеки закрываются крышками, составляющими поверхность палубы размером 100х135 см. Палуба может выдержать нагрузку в 200 кг, что позволяет устроить на ней спальное место размером 200х135 (14).
Дополнительная площадь получается путём укладки на сложенные передние сиденья съёмной части палубы (19).
Под водительским и штурманским сиденьями в «дефендере» модельного ряда с 2007 года размещены штатные рундуки, в которых достаточно места для размещения дополнительного оборудования.
В рундуке под водительским сиденьем размещён блок из двух гелиевых аккумуляторов (20). Под сиденьем штурмана расположен стационарный компрессор ARB CKMA 12, выдающий на-гора 87,2 литра воздуха в минуту и способный довести давление воздуха без малого до 10 атмосфер (23).
Компрессор питает переднюю и заднюю межосевые блокировки. Через специальный штуцер (24) может быть подключено дополнительное пневмооборудование, к примеру, пистолет для подкачки шин.
Следует с огорчением отметить, что конструкторы «дефендера» разместили в правом рундуке часть электроники (реле, предохранители и пр.), что сильно ухудшило некогда легендарную водостойкость автомобиля. Поэтому когда у вас в салоне под ногами при прохождении брода глубиною более разрешённых 50 см противно забулькает, знайте, на том берегу вас могут ждать проблемы. Из салона и моторного отсека вода уйдёт быстро, а вот покидать рундуки она не станет и будет плескаться в этих металлических корытах и в полостях под ними, пока не высохнет, попутно приводя в негодность всю штатную электронику и незащищённое от воды дополнительное оборудование. Герметизировать рундуки бесполезно. Вода всё равно туда проникнет, не снизу, так сверху. Поэтому решено было подойти к задаче с другой стороны. В днищах рундуков были проделаны сливные отверстия, закрытые съёмными резиновыми заглушали (21)(22) . Грязь туда не попадает, а воду можно легко слить на берегу.
Вообще говоря, от былой водной проходимости «дефендера» не осталось и следа. В автомобиль предательским образом проникла электроника. И даже педаль газа стала электронной. Вся эта начинка пришла с дизельным двигателем, устанавливаемым на «Форд-Транзит», который, как известно, для плавания в болоте не предназначался.
20. Штатный аккумулятор заменен на пару, состоящую из гелиевых по 55 Ah
21. В днище рундука имеется сливное отверстие, закрытое резиновой пробкой
22. Такое же отверстие имеется в днище штурманского сундука
23. Стационарный компрессор ARB СКМА12, 87,2 л/мин для питания пневмоблокировок ARB RD переднего и заднего моста
24. Штуцер для питания внешнего пневмооборудование
25. Радиостанция CB диапазона MegaJet MJ-600 Turbo
26. Радиостанция УКВ диапазона YAESU FTM-10R/E (съемная панель)
27. Радиостанция УКВ диапазона YAESU FTM-10R/E (основной блок)
28. Преобоазователь напряжения (инвертор) 12В—220В 450 Вт
На автомобиле установлены две радиостанции, одна из которых работает в СВ-диапазоне, а вторая в УКВ-диапазоне. Антенны крепятся к экспедиционному багажнику сзади (илл. 2). Стальной багажник крепится к алюминиевому кузову. Поэтому добиться приемлемых показателей по КСВ – задача для специалистов. СВ-радиостанция установлена внутри подлокотного рундука на передней стенке (25). УКВ-радиостанция разделена на головную часть, которая установлена на кронштейне перед левым подстаканником (26), и основную часть, которая упрятана за штурманское сиденье на выступ колёсной арки (27).
В автомобиле имеется преобразователь напряжения (инвертор) 12В-220В 450 ВТ. Этой мощности вполне достаточно не только для зарядки всякой электроники, но и для кипячения воды (литр закипает за пять минут). Инвертор (28) закреплён на задней стенке подлокотного сундука снаружи.