Завершилось последнее в этом году тяжелейшее оff-road-состязание – трофи-рейд «Вепсский лес». Это мероприятие проводится на востоке Ленинградской области, в Подпорожском районе, в краю вепсов.
Трофи-рейд «Вепсский лес» многогранен и непредсказуем. Это одно из наиболее экстремальных внедорожных соревнований в России. Суровое испытание, многокилометровая гонка по бездорожью для спортсменов и, конечно, приключенческий квест с посещением достопримечательностей вепсских лесов – для туристов.
С самого своего рождения «Вепсский Лес» заявил о себе как об уникальном соревновании. Его особенностью всегда было невероятно длинное и сложное бездорожье, режим non-stop и запрет на техническую помощь. Линейные спецучастки протяжённостью в 200–300 км. В недрах вепсского леса скрывались и сложнейшая глиняная лесовозная колея с камнями и брёвнами, и глиняные подъёмы, и броды с крутыми берегами, и площади моховых болот. А также живописнейшие берега реки Оять, уникальная дикая природа и, конечно, бесподобные переливы осеннего золота вепсского леса.
«Вепсский лес» – это настоящее испытание выносливости как для техники, так и для морального и физического здоровья экипажа. Ну а то, что участников ждала холодная полевая ночёвка, многие знали ещё до начала соревнования, и каждый про себя надеялся, что не подведёт техника и тактика и что встать на обязательный сон они смогут в пределах базового лагеря. Но многих всё-таки ждала непроглядная тьма ночи, ледяной сентябрьский воздух, онемение рук и ног от усталости, мокрая одежда штурмана, поломки автомобиля и оперативный ремонт «на месте», порванные тросы лебёдок и многое другое.Как говорят сами участники: «Вепсский» – это гонка на выживание и выбывание, ралли-рейд, скрещённый с тяжелейшим бездорожьем, битва лучших пилотов и штурманов, соревнование людей и технологий, механиков и железа».
Повышенная сложность и нагрузка на технику приводят к постоянным поломкам многих элементов и атрибутов любых off-road-соревнований. Рвутся тросы, теряются и гнутся шаклы, ломаются блоки, и т. д., и т. п. Но самое страшное для команды – когда ломаются люди. Ведь запасные части можно найти в лагере, можно попросить помощи или же самим бороться до последнего. Но когда что-то ломается, все знают – это ещё не конец, и верят в то, что даже невозможное возможно, но вот когда «ломается» человек, член команды, тут можно сказать однозначно, что гонка для команды закончена. Поэтому чтобы стать призёром этого сложнейшего соревнования, помимо отличной технической подготовки необходимо проявить необычайную выносливость, упорство и силу духа.
В этом году погода была благосклонна и все три дня светило солнце, лишь изредка накрапывал дождик, после которого на небе неизменно проступала радуга, радуя глаз и объективы фотоаппаратов участников и гостей. «Вепсский лес» встречал нас радушно, и гонка обещала стать интересной.
Особую интригу в гонке в категории ATV-Open добавило то, что во время проведения «Вепсского леса» прошёл Кубок России по трофи-рейдам на ATV. Участники получали за победу в этом зачёте не только кубки и призы, но и звания от Российской автомобильной федерации.
Откуда же участники узнают о «Вепсском»? На наш вопрос участники из города Тулы Константин Соколов и Павел Вялов (TR-1) ответили: «А разве про него не знают? Такое соревнование на слуху у каждого уважающего себя джипера. Да и это просто мечта, так же как и участие в «Ладоге».
Есть участники, для которых это уже семейное хобби: в семье Шубиных отец Денис ездит уже семь лет. Сын Илья ездить с отцом начал ранее, но на этом соревновании он ехал уже в своей команде, отдельно от отца, с Алексеем Немовым, который слышал о «Вепсском» от других квадроциклистов.
Денис Шубин рассказал нам, что узнал о «Вепсском» в 2003 году от Александра Дерюгина (стоял у истоков питерского трофи-движения), после первой «Ладоги». Предложение звучало так: «Приезжай, может, проедешь весь!» Проехал. Вот только весь – лишь в 2013 году, восемь лет пытался каждый год!
В пятницу с утра все зачётные группы стартовали на трассу «Пролог». Для участников был дан общий старт. На прологе участники должны были проехать пять зачётных кругов, делая отметки каждый круг на нескольких судейских пунктах. Спортсмены проходили круги «на секундомер», остальные группы – на факт прохождения.
Сразу после пролога участники стартовали на первый круг, и для них началась основная часть соревнования. Для спортсменов это были петли, трасса на «Вепсском» устроена «ромашкой», то есть после каждой петли участники отмечаются на КП в лагере и отправляются на следующий круг. Для группы Adventure предстоял рейд к церкви. И тех и других ждал тяжёлый и бесконечный путь длиной в 48 часов, с обязательным шестичасовым сном каждые 24 часа.
Нам стало интересно мнение участников, и мы решили задать им вопрос: «Насколько сложные и интересные были трассы?»
Геннадий Малецкий (TR-2): «Даже не знаю, как точнее выразиться. Для меня вся прелесть «Вепсского» не в интересных и очень разнообразных трассах. «Вепсский» хорош именно своим форматом – гонка за лидером в режиме нон-стоп в течение 48 часов. Скучной не могу назвать ни одну секцию, ни на одной из них нам скучать не пришлось. А вот действительно интересной назову, пожалуй, только 2-ю секцию. Хоть и не первый раз на этой трассе, но каждый раз её спуски и подъёмы, камни, рулёжка по лесу доставляют уж слишком много эмоций и адреналина.»
Константин Соколов (TR-1) впервые был в роли штурмана. После прогулок по трассе стал ещё более уважать и ценить штурмана. «Запомнилось нам многое. Это и ковровые болота (которых просто нет в нашей местности) (прим. ребят из Тулы), это очень вкусная клюква, это огромные колеи. Чем вы их только сделали? Ночёвка в лесу. Взяли пару банок с тушёнкой – и ни одной ложки. Вырезали ложки из дерева и очень вкусно перекусили, после чего устроились на ночлег. Много всяких моментов. До сих пор адреналин играет».
Сергей Рябушкин: «Для ТР-1 трассы традиционно сложные и интересные. Понравился пролог, но пять кругов для ТР-1 показалось много, всё-таки основная трасса ещё впереди. Как и всегда, больше всего запоминается ночная езда».
Виталий Алейников (ATV-open): «Трассы традиционно сложные. Интересные или не интересные – это не имеет никакого значения, когда едешь в спорте. Ты подсознательно оцениваешь трассу с точки зрения возможности максимальной скорости на ней, лучшей траектории, объезда сложных участков. Специфика преодоления трасс на квадре заключается в том, что приходится находиться в постоянной концентрации. Сканируешь глазами видимый участок, определяешь, в какой колее лучше идти, видишь торчащие пни, камни, ветки, корни. Фиксируешь взятие точек. Ни времени, ни возможности посмотреть по сторонам нет. Да порой это просто небезопасно. Запомнился больше всего завал на бугре второго круга. Мы проходили этот участок уже в полной темноте, поэтому поваленные со всех сторон огромные вековые липы и ели в луче фары произвели сильное впечатление. На поиск объезда завала мы потратили 40 минут и в результате очень здорово потеряли в итоговом темпе».
Напарнику Виталия, Ивану Тягунову, трассы показались хорошими, больше всего же запомнилось болото, где пешком километра два пришлось пройти, иногда подталкивая квадр.
Илья Шубин (ATV-adventure): «На прологе я не встретил ничего необычного – грязь, болото, небольшие перегоны. Вот на СУ-1 было куда интереснее. Самым интересным были горки. После одной из них отходили минут двадцать».
Напарник Ильи, Андрей Немов: «Трассы были интересные. Больше всего запомнились спуски и подъёмы с камнями, глиной».
Константин Декснис (ATV-Open): «За столько лет был на всех СУ «Вепского», но не успел привыкнуть и всегда с нетерпением жду встречи».
Сергей Кирилловский (TR-3): «Трассы сложные, запомнилось ковровое болото на прологе.
Павел Павлов (TR-2): «Трассы всегда на высшем уровне, запомнилось, как шёл 5 км по глиняной колее пешком на финиш».
Антон Алексеев (Adventure-Open): «Трассы, как всегда, радовали разнообразием и неожиданностями. То лесовозная колея, то подъёмы, то крытые спуски. Особенно не даёт расслабиться затопленная гать. Одна ошибка – и машина может уйти под ковёр. Из самого запоминающегося – это, само собой, церковь позапрошлого столетия!»
Евгений Ильков: «В этом году были простые трассы для младших категорий, но понятно, что нужно делать поправку на хорошую погоду; в целом трассами не обижены, даже рады, что получилось увидеть спецучастки, на которые не успевали в прошлые годы».
Для таких «прожжённых» участников, как Вадим Гайсин, трассы показались очень длинными, но, слава богу, не сложными и, как всегда, интересными. Запомнились экипажу три медвежонка и их мамка у церкви (Мне бы тоже запомнились. – Прим. автора). Одни из немногих, кто пожелал трассы покороче, но чуть посложнее.
Были и те, кому они показались скучными, не без этого.
Своим мнением поделился Егор Швец-Тэнэта-Гурий (TR-1): «Трассы несложные, но тяжёлые – очень большие расстояния с однообразными препятствиями. Очень скучные!!! Запомнилась колея. На мой взгляд, надо делать трассы более разнообразными по характеру препятствий. Помимо того что это сделает трассу интереснее, это уравняет шансы разных автомобилей с разной подготовкой. Например, Toyota сильнее в колее, чем Suzuki Jimny, а Jimny на болоте сильнее всех. А на скоростных перегонах Mitsubishi Pajero всех оставит далеко позади и пр. А когда препятствие только одно, то преимущество достаётся только одному типу автомобилей. Сошли после третьего СУ, потому что стало скучно, стали понятны результаты, и смысла биться дальше не осталось».
Не совсем лестный отзыв, но полезный, есть к чему стремиться!
Нас как организаторов порадовал приезд чемпионатовских машин, это значит, что наши трассы действительно интересны. Как рассказал нам Андрей Самарин (TR-3): «Знал о «Вепсском» уже очень давно, только не было повода приехать, так как зачастую данное соревнование пересекалось или было очень близко к РАФ-соревнованиям, но в 2013 году совместили ЧР и «Вепсский лес», поэтому удалось приехать. В целом трассы не очень сложные, порадовало их разнообразие. Запомнилась колея, я думаю, её можно назвать визитной карточкой «Вепсского леса», безумный завал из деревьев на втором кольце, который пришлось преодолевать в 4 часа утра, и, конечно, болото «Безрыбное», сложность прохождения которого я не встречал со времён ЧР «Кировские болота» 2008 года. «Безрыбное» – это просто жесть!».
Евгений Лискевич (3-е место в категории Adventure): «Сложность трасс на 8 из 10. Рельеф вполне интересен. В категории Adventure, конечно, не понравилось, что по рейду к церкви не было хронометража и режим был прогулочный. Учитывая, что результат фактически определялся по эпилогу, интуитивно кажется, что высок элемент случайности в определении призёров. Хотя по факту результаты получились вполне адекватные».
В категории Atv-Adventure 1-е место заняла команда Георгия Семененко и Константина Островского, которые оценили трассы как интересные, но с резкими перепадами сложности, что тяжело для длинной гонки на выносливость. Когда привыкаешь идти в одном ритме, тяжело после колеи и глины проходить резкие крутые спуски и подъёмы, тем более что, в отличие от спортсменов, в Atv-Adventure не предусмотрена задняя лебёдка. Плюс очень сложно идти по одной трассе со спортсменами, особенно с машинами. Ребята поделились: «Мы всегда готовы пропустить, но когда мы уже начали спускаться и дороги назад нет, а они идут на время и торопят, каждый из нас может допустить ошибку, а при вертикальных крутых спусках это очень опасно. И если спортсмены идут на это осознанно, то для Atv-Adventure это перебор. Зато когда проезжаешь, чувствуешь себя молодцом!».
2-е место заняли многократные участники «Ладоги» и «Вепсского леса», команда Екатерины Колядиной и Андрея Смагина из Белоруссии.
По словам Кати, «вообще трасса несложная, но я бы сказала, она берёт измором. Потому что непросто за 48 часов это всё пролететь и не сломаться. Это как на «Ладоге» – кто всё прошёл и доехал до финиша, тот уже победитель. Точно так же и здесь. Если ты не сломался психологически и готов встать и ехать, то ты уже победитель... Хотя бы сам для себя».
3-е место досталось новоиспечённой команде Ильи Шубина и Андрея Немова. Несмотря на то, что ребята проехали только пролог и СУ-1, им удалось занять 3-е место. Ведь недаром говорят, что на «Вепсском» если прошёл один СУ – уже молодец.
В зачётной группе Grand Tourism, как и всегда, было много интересных точек, и участники смогли насладиться не только грязью, лесом и болотом, но и посмотреть окрестности и полюбоваться бесподобным краем вепсов.
Приятно было, что участники отметили то, что все трассы пройдены организатором. Как сказал Антон Алексеев (1-е место в Adventure-Open), «особое внимание уделю тому, что всё было первоначально пройдено организаторами. А это немалый труд в прокладке трассы!»
Организаторы, как и всегда, столкнулись с тем, что действительно невозможно всё просчитать и предусмотреть. Одной из точек в группе Grand Tourism являлась водонапорная башня. Когда писали легенду для группы, она, собственно, была, а вот во время соревнования её уже не было, что оказалось сюрпризом не только для участников, но и для организаторов