Экспедиция — всегда долго, интересно и тяжело, а в места таинственные и мистические, всегда насыщенные загадочными и нестандартными приключениями и подавно. В этот раз мы забрались явно дальше дозволенного!
Уже на подъезде к д.Пустоша начало творится что-то не объяснимое: все правильные навигаторы от Ози до Гармина зависали, а навигация в планшете задавала каверзный вопрос: «Ошибка на маршруте?» и постоянно что-то пыталась перепроложить. Останавливаемся на моргающий красный сигнал светофора на ж/д переезде, поезда ещё не видно и поэтому можно выйти и размяться. Так стоим минут десять, мимо проходят местные и рассказывают что, дескать, он всегда так работает и можно ехать. Запрыгиваем на свои места и с удивление провожаем уходящих вдаль по ржавым железнодорожным путям местных: «Куда это они? Там и нет ничего, если верить навигации!»
Асфальт закончился на окраине деревни, спускаем колеса, а навигатор в истерике просит скорее развернуться. Игнорируем умоляющий нас планшет и сразу за деревней начинаем мерить лужи по бампер. Обычно здесь сухо... настораживает… Останавливаемся на привал, решаем перекусить и попить чаю. Сытый джипер — залог успеха и полный пофигизм на любые сложности. После привала проезжаем ещё километр и неожиданно влипаем, как говорится, «в лес по ягодицы»! Шушмор начинает принимать первые жертвы — Деф расстаётся с полуосью в заднем мосту . Всё только начинается! С засадами справляемся коллективно, практически стандартные Патриот и Пасфаинтер лебедим и цепляем на трос, движемся со скоростью Капитана Улитки. Трофи — дело не быстрое.
На дороге, а точнее направлении, по которому движется наша колонна, встречаются редкие завалы, а по мере отдаления от цивилизации их становятся больше, а лужи — глубже. Здесь люди бывают не часто. В одной из таких, океанических размеров, луж Шушмор пытается обездвижить Дэфа у которого уже забрал полуось. На этот раз расчёт был наверняка! Дефендеру «приплывает» порядочное бревно! Бревно цель поразило, но из строя не вывело. Чудом не задев тормозные трубки и рулевые тяги, бревно пробило дырку в салон. На скорость не влияет, но грязь в салон летит пропорционально скорости, причём в кубометрах. Тот самый случай, когда говорят: «Держите коврик, проезжаем лужу»! На всякий случай планируем объезды, но пока все отворотки завалены, либо уходят куда-то далеко и больше похожи на речные каналы — воды очень много! Осторожно проверяем фарватер и наличие коварных деревянных «торпед» от врага всех покорителей бездорожья — «Чёрного Джипера». Настоящая Шушморская Венеция!
Положенная об ветки антенна радиостанции частично доносит отрывки диалогов.
Очень забавно получается:
Володя: «002,002!»
Стас: «Что такое 002?»
Володя: «…это без пяти 007!»
Несмотря на бдительные проверки луж, прощаемся с задним бампером Пафика — коряга попала между рамой и задним мостом. Можно сказать Василию повезло, коряга попалась не меткая, жизненно важные органы Ниссана не задеты! А вот УАЗу повезло меньше: бревно совсем не маленького калибра, пожелавшее остаться неизвестным, залезло под капот и устроило там настоящую диверсию! Загорелась лампочка давления масла и машине пришлось остановиться.
Причина нашлась очень быстро, оторваны шланги масляного радиатора, масляный фильтр и нижний шланг системы охлаждения! Думаете достаточно? Нет! Для верности шушморская торпеда раскурочила втягивающее реле и провода на стартере. Правда было пару нюансов, которые нечистая сила не учла! Экипаж УАЗа — это десантники, а конструкция УАЗика позволяет вообще заглушить половину шлангов и радиаторов. А еще в колонне присутствуют аж четыре УАЗика и это значит, что масла и фильтров хватает! Попутно обнаруживается, что у Патриота Алексея тоже не работает стартер…. Пока десантники при дружной поддержке остальных экспедиционеров устраняли последствия диверсии, два Дэфа ушли дальше на разведку в поисках полянки для лагеря. Поляну они не нашли, там её нет. Зато есть болото, которое заставило ребятам размотать лебёдки!
Нам в очередной раз везёт, удача всегда на нашей стороне: рядом с местом ремонта, оказалась сухая и ровная поляна. Принято решение встать здесь лагерем. Итог дня составляют 3 км, пройденных по бездорожью! Тяжело они нам дались! Последний инцидент с техникой происходит непосредственно в лагере. Из под Патриота повалил дым и вырвались языки пламени! Такого никто не ожидал! Надо отдать должное Шушмору за его упорство запугать нас не только ощутимой вокруг нас мистикой, но и чередой напастей, связанных с техникой . Всё обошлось, огнетушитель погасил пламя, которое возникло от соприкосновения травы и глушителя. В предвкушении ночных посиделок у костра, настроение у всех, и без того весёлое, достигает своего апогея.
Организованно устанавливаем палатки, а Дмитрий приступает к приготовлению настоящего плова в казане! Я попутно выкапываю ямку и с помощью собранной с валежника бересты без проблем развожу костёр, который создаёт тепло и уют в нашем временном пристанище, посреди заболоченного, по-настоящему дикого леса! Вечер и половина ночи прошла на ура! Но есть негласная традиция: то, что происходит на Шушморе — остаётся на Шушморе! И это облегчает мне задачу, ибо не нужно описывать все те приколы, без которых не могут прожить джиперы, вставшие на ночёвку лагерем. Кто-нибудь встречал джипера, который не любит общаться? Я лично не встречал. После обильного общения и распевания песен у костра, несмотря на минусовую температуру, лагерь окутал сон под идеально чистым звёздным небом.
Утро выдалось хмурым, значительно потеплело, полил мелкий моросящий дождь. Два экипажа (Пафик и Дэф) принимают решение выдвигаться домой. Снимаем лагерь и составом из семи экипажей выдвигаемся в сторону болота. Отъехав от места стоянки сто метров, вбухиваемся в хорошую лужу, которую проходят только TLC80, Дэф и Буханочка. Застрявший Патриот и Паджеру дают понять, что в болото нам не надо, там Шушморские духи особенно сильны. Кое-как разворачиваемся, Паджеру кипит, у Патриота не работает стартер, хоть Макс (штурман) и приспособился нырять под капот и перемыкать контакты напрямую с помощью отвёртки.
Развернулись и ушли на узкую дорожку правее, которая в дальнейшем тоже изобиловала глубокими лужами, но с твёрдым дном и практически без брёвен. Зато впечатляющие пейзажи зарастающих болот наводят на мысли что именно здесь живут народные персонажи из страшных сказок. Пару раз застрял Патриот и Володя «Путешествующий» на УАЗ Хантер. Ещё Володя немного времени провёл под капотом, разбираясь со слетевшим ремнём и причиной неожиданного закипания двигателя, палкой, которая тормозила гидромуфту. Едем или плывём, уж не знаю как назвать, довольно долго, и, наконец-то, решаем пообедать. Останавливаемся на перекрёстке, тут даже есть столик и брёвна в виде лавок. Видно, что другие туристы здесь тоже часто останавливаются на привал. Пока готовится борщ и каша, я обдираю бересту с упавших берёз — вечером опять разводить костёр и лучше «поберестить» засветло. Маленький Макс пугает штурмана из своего экипажа, будто рядом гуляют медведи, и он их только что видел! На самом деле лес кругом дремучий, и можно вполне поверить, что это не детская фантазия. Каких-то 60 лет назад в этих лесах были и медведи и рыси, а теперь остались только страшные сказки. Знатно перекусив борщом и традиционной кашей, отправляемся дальше в сторону Уршельского. Мегалитических сооружений не видать, зато продолжаются дороги, сплошь залитые водой и жутковатые, но красивые виды.
Неожиданно в 500 метрах от посёлка у Патриота загорается «чек» — напряжение в борт.сети 8 вольт, зарядки нет. Пока осматриваем генератор и проводку, опять вспыхивает пожар — опять трава на катализаторе загорелась. Потушили водой в считанные секунды, вреда от огня нет, но и зарядка не появляется. Выбираемся на окраину посёлка, экипаж Патриота решает ждать эвакуатор. Потом ребята нашли местного электрика и тот отремонтировал им генератор. Правда, ночевать им пришлось всё равно не дома, их приключения продолжались, Шушмор не отпускал!
Местный дедушка рассказал где примерно находится этот самый Шушмор, но как и все не был точен в координатах, да и сказал, что очень давно там не был. Загадка так и осталась загадкой.
Тем временем резко потемнело, а мы свернули с проторенной дороги, глубоко в лес — хотим проверить координаты каких-то больших камней в лесной чаще. Камни найдены. Не впечатлило. Явно что-то не то и надо продолжать поиски.
Смеркалось. А нам ещё предстояло преодолеть брод. Этой дорогой давно никто не ездил, она порядком заросла. Брод в свете фар выглядел угрожающе. Крутой спуск в воду и крутой подъём на выходе. Кто-то одел заборники и спустился в воду: глубина по пояс, дно песчаное. Первым вброд ныряем мы на восьмидесятке на 37 симексах. Ручей глубокий. Лебедимся наверх с подтопленным салоном и полным багажником воды. Я очень обрадовался, что благодаря рундукам в багажнике наши вещи лежали высоко и не промокли, а инструменту и бензопиле было уже всё равно. Остальной жизненно необходимый шмурдяк переложили повыше. Следом за восьмидесяткой в короткий заплыв отправляется буханочка. Начинает тянуть себя лебёдкой, но на самом выезде глохнет, а из машины начинает валить едкий дым — явный признак возгорания электропроводки. Кирюха на восьмидесятке цепляет трос и с рывка вытаскивает внедорожный автобус на ровную поверхность, ну как ровную… На этот раз Шушмор постарался!
Остальные три машины преодолевают брод без приключений, разве что Игорю «Stalker» на Паджеро пришлось помочь Володе «Путешествующий», у которого в броду перестала тянуть лебёдка — видимо злые силы испытывают нашу любовь к электрическим устройствам. По легенде в грозу самая тёмная туча как раз над Шушмором. Так вот мы, наверное, были в самой жо… центре этой тёмной тучи — как раз лил затяжной дождь и темнота была, хоть глаз выколи!
Часа три всем коллективом проводим ритуальные танцы с бубном — Шушмор спалил буханке всю жизненно-важную проводку. Делаем времянку на коммутатор и фары, запускаем мотор. Мотор фыркнул и завёлся! Тёмные силы в бешенстве — начинают глючить навигаторы, необъяснимо зависая и теряя спутники, хотя до брода всё работало идеально! Поэтому доезжаем до первой сухой поляны, и ставим лагерь. Все мокрые и уставшие, но бодрые духом! Именно за этими приключениями мы сюда ехали! Очень вкусный ужин, согревающий теплом костёр, шутки про непобедимость УАЗа — что ещё надо джиперу для счастья. Приятная усталость заставляет укутаться в спальник и заснуть. Вечер второго дня в лагере был значительно тише и быстро перешел в общий отбой, будто по приказу.
Утром третьего, заключительного дня, рано просыпаться не стали, уж больно хорошо спать на свежем воздухе! Завтракаем, по очереди вносим вклад в починку Буханочки. Получается запустить генератор, что даёт возможность УАЗу ехать самостоятельно. Теперь и Шушмор знает, что УАЗ непобедим!
Мимо проходят пешие туристы. Здороваемся и обсуждаем, кто куда едет и идёт и какие приключения ищет. Оказывается, ребята стояли лагерем недалеко от брода и слышали как мы там колбасились.
Дальнейший путь был намного суше: то ли мы стали осмотрительнее, то ли Шушмор сдался, но за этот день ни разу никто не застрял. Есть мысль, что мы начали удаляться от заколдованного места, и поэтому чары и аномалии становились слабее. Посетили охотничью заимку, в которой по планам должны были ночевать. Кстати незадолго до нашей экспедиции, в начале осени в этом лесу пропал дедушка. Его искали трое суток и случайно нашли как раз в нескольких сотнях метров от этой заимки. Старик не выжил, а ведь найди он эту заимку, спасся, был бы в тепле и сытый. Охотники всегда оставляют запасы еды в заимке, а также оборудована кровать и печка. Докладываем к запасам консервы и через брод уезжаем в сторону Бакшеевского болота.
Ближе к обеду чуть было не перешли за грань — сделали попытку зайти в предполагаемую зону краем бакшеевских торфоразработок. Наткнулись на сильно заболоченный брод, длинною более 100 метров! Детально изучив каждый сантиметр, промерив глубину, решили, что с двумя лебёдками на пять машин соваться не стоит. Не в этот раз. Направление верное, но дорога туда даже с первого взгляда очень нелёгкая и заросшая.
Выбираемся на заброшенные торфоразработки и передвигаясь по насыпи старой узкоколейки любуемся видами обширных болот уходящих далеко за горизонт. На карте отметки о глубинах болота 2-2,7 метра — это самые гиблые места.
Уже в темноте выбираемся на асфальт, качаем колёса и также дружно выдвигаемся в сторону Москвы.
До дома около двухсот километров, а на душе ощущение, что побывал в каких-то очень далёких и труднодоступных местах. На следующий год мы вернёмся сюда и посмотрим, что скрывается в этом лесу со стороны топких болот. Это, конечно же, будет другая история, ещё более интересная и непонятная, так как такие места, полные мифов и загадок покоряются не каждому! Испытания Шушмора становятся сложнее, а это значит, что мы приближаемся к нему