Москва и область
Ваш регион Москва и область?
Да, верно Выбрать другой
Лидер подмосковного
джиппинга c 2007 года

Одна машина, две недели, 3900 километров пути

Одна машина, две недели,  3900 километров пути
9 февраля 2014

Вводная, техническая информация:

Экипаж – два человека. 

Машина – Митсубиши Паэро Спорт 2002 г. в., 

3 литра, бензин, МКПП. Зелёный. 

Из модификаций – колёса «БФ–Мудрич» 265/75 Р16, ЦБ–рация, защита картера «Шериф», дополнительный вентилятор охлаждения.

В багажнике – лопата, два топора, домкрат типа «солдатик», несколько тросов, ручная лебёдка, масло, тормозуха, антифриза немного, набор инструментов.

Для навигации использовали нетбук с ГПС-антенной, ПО – САС.Планета. Заранее прикинул нитку маршрута, отметил основные точки по пути, составил карту заправок. Навигатор – Схтурманн линк 510 – использовался для записи трека. 

Видеорегистратор Восониц ГВ 6330.

Экипировка: палатка — «саморазобранка» двухместная, две пенки, подушка, одеяла, складные стол и стулья, газовая горелка, кастрюли с «лямкой» и вообще посуда всякая.

Подготовка маршрута

После первого же нашего самостоятельного дальнего автомобильного путешествия (Донское Белогорье, 2012 год) стали задумываться о «продолжении банкета». Очередной целью выбрали северные края — давно хотелось побывать в Карелии, на Онеге или Ладоге.

Работа над маршрутом шла долго и упорно. Собирал информацию по кусочкам из разных источников. Смотрел по карте маршруты, скачивал треки, просматривал фотографии. Точек на карте становилось всё больше и больше. В итоге проблема выбора между Онежским и Ладожским озёрами отпала сама собой — едем и туда, и туда. Зачем мучиться выбором?

План прост до безобразия: Питер, маяк на западном берегу Ладоги, крепость Корела в Приозёрске, Рускеала, водопады по пути к Олонцу, пляжи на восточной стороне озера под Видлицами, Вытегра, Андом-гора (Муромский и Бесов Нос скорее всего в пролёте, техники не хватит), потом Челмужская коса, Медвежьегорск, Воттоваара, Кивач, Петрозаводск, крепость Старая Ладога и — на Москву. Ну и на пути много интересных мест для оживления долгих перегонов — церкви, ГЭС, скалы и т. п. Что может быть проще?

Путь до Питера

Дорога до Питера заняла два дня, так как хотели заехать ещё на Валдай. В воскресенье из Москвы путь свободный, едем быстро. Ни Химки, ни Зеленоград, ни Солнечногорск, ни даже Вышний Волочёк препятствием не были.

Валдайский Иверский монастырь (N 57°59’19,34’’ E 33°18’05,96’’) был основан патриархом Никоном на небольшом острове на Валдайском озере. Строительство начато в 1653 году. В 1919 году монастырь был преобразован в трудовую артель. Позднее артель расформировали и чего только не делали на территории ­— музей, школу, базу отдыха. В 1991 году возвращён Новгородской епархии. Теперь снова в строю. Вокруг вода, лес.

…
Следующий пункт программы, кстати, изначально не запланированный, — Великий Новгород. Погуляли у кремля ­— красивые места.

В Санкт–Петербург приехали в середине дня. Весь вечер (да и половину ночи) гуляли по городу. По Невскому, по набережным. Посмотрели уличное фаер–шоу у Эрмитажа. Забрались на Исаакиевский собор. Ночная колоннада. Очень любопытное зрелище.

 Место, в котором мы остановились, заслуживает отдельного упоминания. Некий дизайнерский проект, совмещающий в себе культурный центр, выставочное пространство, коворкинг и хостел. Там останавливается всякий творческий люд, креативная молодёжь и т. п. Дизайна и креатива там столько, что даже нет возможности пронумеровать этажи и комнаты, так как это было бы слишком просто и примитивно. Ну что ж, тогда нам на этаж «Велодрайв» в комнату с номером «Ром–баба» или что-то в этом роде. Нам на двоих достался шестиместный (!) номер, который оказался очень маленькой комнатушкой с тремя двухъярусными кроватями.

 Но как бы то ни было, в общем и целом всё там нормально, чисто, не шумно, на завтрак — чай с пироженкой. И свой выход на крышу с отличным видом на город.

День третий

Пора бы и выдвигаться на север. Первый пункт программы – маяк, расположенный недалеко от деревни Пятиречье. Каменная дамба от берега уходит в Ладогу, а на краю стоит маяк (N 60°34’15,39’’ E 30°41’08,45’’). Рядом мыс (N 60°34’37,62’’ E 30°40’32,03’’), крайняя точка полуострова Далёкий, кругом вода! Самый край суши, дальше пути нет.

…
На дамбе сидят рыбаки, ходят геодезисты, что-то измеряют. Не мешаем друг другу и осматриваемся. Красиво. Ладога немного волнуется, небо пасмурное и грозит дождём. Но тепло.

Рускеала

 Очередной день обещает быть насыщенным. По плану путь вдоль западного берега Ладоги, а конечная цель – мраморный карьер Рускеала. По пути есть на что посмотреть, так что задерживаться не стоит.

Первая остановка – мост через Вуоксу. Ничего особенного, но для нас это первое такое место на маршруте. Производит впечатление. Но долго там гулять не пришлось. Сильный дождь загнал обратно в машину. Продолжаем путь.

Дальше – город Приозёрск. В городе расположена старая крепость Корела. Когда подъехали на стоянку, вышло солнце, давая нам возможность погулять и осмотреться.

 Древнерусская деревоземляная крепость построена новгородцами в 1310 году. В XVI–XVII веках шведы перестроили укрепления по бастионной системе, облицевали земляные валы гранитом, возвели на территории каменные сооружения. Крепость несколько раз переходила из рук в руки после различных воин. В XIX веке даже служила тюрьмой, в частности для семьи Пугачёвых. Территория небольшая, осмотр не займёт много времени. При случае очень советую посетить. А мы продолжим. Гора Линнавуори (N 61°14’33,32’’ 

E 29°41’11,76’’) – первое знакомство с местными каменными пейзажами. Объехали практически кругом. Высота небольшая, но смотрится здорово.

В продолжение темы каменных пейзажей направляемся к скалам Хийтола (N 61°13’22,54’’ E 29°47’51,92’’). Здесь развлекаются скалолазы. На склонах видны вбитые кольца, обозначающие маршруты.

…

Дело к вечеру. Едем в сторону Сортавалы и дальше на север, там – горный парк «Рускеала» (N 61°56’41,87’’ 

E 30°34’50,04’’).

 Обычно про поиск ночлега я не пишу, это неинтересно. Но здесь расскажу поподробней.

Итак, приехали к каньону уже вечером и надо было искать место. Ещё в Москве я узнавал, где там можно встать с палаткой. Например, на озере Мраморное, совсем рядом. Поехали туда, но место не понравилось. Поехали по дороге искать лучшей жизни. Нашли местечко среди живописных мраморных развалов, разложили лагерь. 

А утром пришёл местный экскурсовод, сказал, что здесь территория парка, сюда нельзя и как вообще мы сюда попали, там же шлагбаум? Мы на пути никаких шлагбаумов не видели, никаких запрещающих знаков и вообще ничего подобного. Но он нам посоветовал поскорее сматываться, а то если нас здесь найдёт участковый, то захочет восстанавливать тот самый шлагбаум именно за наш счёт. Тактическое отступление встретило неожиданное сопротивление со стороны действительно закрытой дороги, хотя шлагбаумом это назвать язык не повернётся. Может быть, когда–то давно, но сейчас это просто железяка поперёк дороги с замком и цепью на одной стороне.   Отодвинули, проехали, закрыли за собой. Всё, спасены.

…
Следующая цель – руины кирхи Яаккима (N 61°31’24,52’’ E 30°11’06,37’’). Лютеранская церковь была построена в 1851 году, архитектор Карл Людвиг Энгель. В советское время здесь был клуб. Здание сгорело от короткого замыкания в 1977 году.
…
Оставили машину на стоянке, взяли напрокат лодку и покатались по большому мраморному каньону.
…
Когда-то здесь добывали мрамор. Начинали ещё шведы, когда это была их территория. Вода тихая, лодка идёт легко, вокруг – мраморные своды. Красиво!

Ладога. Восточное побережье 

Через несколько километров к югу от Рускеалы расположен водопад, послуживший декорацией к фильму «А зори здесь тихие» (N 61°54’56,52’’ E 30°37’36,43’’). Приятное место, видно с дороги, но лучше подъехать ближе и пройтись.

Чуть дальше с другой стороны дороги находится маленькая ГЭС Рюмякоски (N 61°54’32,80’’ E 30°37’15,93’’). Там тоже должен быть небольшой водопад. Но в это время то ли плотина закрыта, то ли воды мало, но та струйка воды на склоне на водопад не тянула. Зато вокруг – потрясающей красоты лес и спрятанная в нём река!

Дальше путь на дачу Винтера (N 61°39’06,91’’ E 30°41’02,20’’), достаточно известный парк-отель. Можем смело присоединиться к рекомендациям относительно местного ресторана. Отсюда и продолжаем путь.

Продолжим тему водопадов – ещё один красивый водопад в лесу (N61°38’16,47’’ E31°24’37,82’’).

Следом – разрушенная плотина ГЭС (N 61°30’30,01’’ 

E 31°35’57,61’’). Просто, как дополнение к дороге.

Дальше на пути церковь Николая Чудотворца в Салми. Построена в 1824 году, освящена в 1825-м, теперь – руины.

Насыщенная дневная программа завершилась осмотром местных песчаных пляжей на восточном берегу Ладоги в окрестностях Видлицы (N 61°11’08,08’’ E 32°23’24,63’’). Купаться, правда, уже холодно. Но места понравились. Песок, сосны, много воды. В жару (хотя бывает ли она, в этих краях?) здесь, наверное, много людей, но протяжённость песчаного берега – несколько километров. Наверняка можно найти относительно уединённое место.

Утром посетили ещё одно место – дюны недалеко от деревни Тулокса, на месте впадения одноимённой реки в Ладогу. Песчаные дюны, окружённые сосновым лесом, река, озеро. Занесли себе в бортжурнал и двинулись в путь.

…

Андома

Но сначала заезжаем в Александро-Свирский монастырь 

(N 60°46’44,13’’ E 33°19’12,20’’). Монастырь основан святым Александром Свирским в конце XV века. Действует и сейчас. Место пользуется популярностью у туристов и паломников. При нас туда приехал автобус с туристами из Швеции. Местные торгуют сувенирами, поделками и дарами леса. Естественно, приезд шведов вызвал прилив энтузиазма. 

При монастыре есть пекарня, можно купить вкусные пирожки.

 Дальше по пути заезжаем на Подпорожскую ГЭС 

(N 60°55’08,95’’ E 34°11’30,00’’). Забавное зрелище. На плотине всего одна полоса для движения транспорта, пускают по очереди. На красный собирается заметный хвост из машин.

 Долгий путь частично по грунтовке. До Вытегры другого пути-то и нет.  Кстати, наблюдение – в Вологодской области карта навигатора («Навител») ну очень неточная. Прямо даже схематичная.

В Вытегре есть достопримечательность: музей – подводная лодка. Погуляли по главной палубе, внутрь заходить не стали.

 Был я как-то на подлодке в Калининграде – зрелище удручающее. Точнее, нет, технически впечатляет ещё как, а вот места для людей совсем мало. Комната офицера – огромные апартаменты метра полтора на полтора, половину занимает койка, половину остального пространства – рукомойник. И всё.  Прям мурашки бегают, когда представляю, как там существовать в длительном плавании. Ладно, отодвинем угрюмые мысли, ведь путь-то – на Андому!

…

На пути к Муромскому монастырю

Сворачиваем по треку на Муромский. Дорога вся в больших лужах, но твёрдая и проезжаемая без проблем. Поворот к берегу – дальше дорога идёт вдоль болот с обеих сторон. Лужи теперь ещё больше, каждую промеряем на глубину. Скоро наткнулись на глубокую, с илистым дном. Наверное, с полчаса не решался в неё въехать.

Помощь пришла с другой стороны – навстречу выехал крузак, рассказал о дороге до берега. Теперь мы поехали более или менее смело. Доехали до берега (N 61°20’44,44’’ E 36°27’41,55’’). Дальше трек идёт на пляж. Спуск достаточно крутой. Можно потом и не заехать, если не повезёт. Сомнения. К тому же опыта езды по песку нет вообще.

В общем, на пляж не спустились, едем вдоль берега по лесной дороге. А лес там отличный. Дорожка очень понравилась, ехать одно удовольствие.

Дорожка закончилась… Странное дело, но именно здесь мы и съехали на пляж по ещё более крутому спуску. Собственно, дальше движемся по пляжу. Недолго. Буквально метров через 350 путь преградили брёвна. Объехать – только за линией берега. Ладно, едем обратно. Хватит геройства. Сдаю слегка назад и… сажусь мостом на бревно (N 61°24’15,53’’ 

E 36°27’40,21’’).  Нехорошо получилось. Дальше примерно час раскопок и подкладывания всяких деревяшек под колёса. Очередное брёвнышко (тяжеленное!), притащенное из того завала, решило проблему. Съехали, разворачиваемся и едем обратно.  Как и ожидалось, подъём, по которому мы съехали на пляж, оказался не по зубам. Напряжение возрастает, едем по пляжу в обратную сторону искать счастья. Нашли более пологий въезд, со второй попытки взяли высоту и снова оказались на той лесной дорожке.

 Кстати, по какому-то случайному совпадению сели мостом на бревно как раз на границе Вологодской области и Республики Карелия.

 До асфальта добрались без проблем. В направлении Бесова Носа решено было даже не пытаться двинуться. Едем на Челмужскую косу (N 62°36’03,60’’ E 35°27’59,78’’).

…
От Андомы путь на север по восточному берегу Онеги. По пути есть две интересные точки – Муромский монастырь и Бесов Нос. Была мысль попробовать проехать, но в одну машину с такой подготовкой — это казалось невозможно. Ладно, попробуем, в конце концов, можно просто развернуться и поехать обратно.

Медвежьегорск

 На косе практически нет дорог, а лес труднопроходим. Добраться до её края мы так и не смогли.

 Но здесь полно лесных ягод: черника, брусника. Можно тоннами собирать. Грибы тоже явно где-то есть. Нашли несколько очень старых белых и подберёзовиков. Брать не стали – возраст не щадит никого, даже грибы.

 С косы выехали в сторону Медвежьегорска.

 Медвежьегорск – город контрастов. Восточная часть – серая и невзрачная. В вечерних сумерках здание музея, например, выглядит, можно сказать, даже зловеще. Хотя к утру такое ощущение пропадает. Западная часть – обычный город, светлый и симпатичный. С юга – побережье Онежского озера.

 Позабавили гости города из Мурманска. На вопрос, где здесь пристань или типа того, указали путь на набережную, сказав, что там хорошо, но при этом слегка пренебрежительно подметив: «Там у них ихнее море». Ну да, в Мурманске-то море побольше, да и посолёней.

Воттоваара

 Из Медвежьегорска утром выдвинулись на Воттоваару (N 63°04’12,99’’ E 32°37’16,13’’). Вершина Воттоваары – самая высокая точка Западно-Карельской возвышенности. Высота около 420 метров над уровнем моря. Дорога от Медвежьегорска до горы по навигации довольно проста.  Единственная сложность – перекрытая в Гимолах дорога, приходится искать объезд через деревню. Дальше пара луж – и подъезжаем к началу пешеходной тропы на гору.

 Мы как-то оказались не готовы к необходимости подниматься пешком так высоко, решили подняться «вон дотуда» и обратно. Добравшись «вон дотуда», решили подняться ещё чуть-чуть, вон до того камня уже совсем недалеко, а оттуда посмотрим на окрестности и назад. В общем, так шаг за шагом, камень за камнем мы и добрались до вершины.

 Дальше объехали гору с другой стороны, вышли из машины. А в голове роятся планы – ночевать здесь или продолжать маршрут на Петрозаводск? Однако обстоятельства внесли свои коррективы.

 «Как, уже уезжаете?» – спросила гора.

 «Дим, номера нет!» – сказала Ленка.

Весь остальной день мы искали номер. Задний закреплён хорошо, а вот передний…  В общем, ничего не нашли. Область предполагаемого поиска – километров 100 трясучей грунтовки. На подъезде к Воттовааре мы облазали все лужи – ничего.

Повесили оставшийся номер спереди, сзади – бумажку, и вперёд, искать по дороге. Безрезультатно.

…
Красотища! Вид во все стороны на окружающий мир отличный, не описать. А сама гора вообще ни на что не похожа. В начале маршрута мы считали гору Линнавуори большой и крутой. Дальше больше, Воттоваара гораздо больше и круче! Если будет возможность, не откажите себе в удовольствии побывать. Не пожалеете.

Петрозаводск

Сегодня, уже без номера, едем в Петрозаводск. Когда-то я уже был там, город понравился. И теперь ехали туда с удовольствием. По пути заглянули ещё в два места. 

Первое - Заповедник Кивач. Второе место по пути – Кондопога, в которой можно посмотреть, например, деревянную Успенскую церковь (N 62°10’32,03’’ E 34°17’13,67’’). Но она как-то теряется в окружающем пейзаже и не производит особенных впечатлений.    Больше впечатляет, например, ледовый дворец местной команды ВХЛ «ВМФ–Карелия» 

(N 62°12’23,22’’ E 34°14’34,44’’). В общем, ни Кивач, ни Кондопога особенных впечатлений не добавили. Что ж, до Петрозаводска уже рукой подать, едем.

Петрозаводск очень приятный город. Оставив машину на стоянке, мы пошли гулять по центру. Проспект Ленина – центральная улица, тянется от железнодорожного вокзала к набережной. Здесь магазины, офисы, да и вообще кипит жизнь. Для хорошо поесть смело рекомендуем кафе «Москва». Кроме портрета Лужкова работы Шилова ничего плохого сказать не могу. Меню богатое, цены вполне умеренные, а еда очень вкусная. 

После прогулки направляемся в местное отделение ГИБДД. Опуская всякие подробности, отмечу, что решать проблему всё равно придётся по месту жительства.

По месту так по месту – едем из города на запад, на Ладогу под Олонец. Там намечена овощная часть программы.

…
«На территории заповедника Кивач (N62°16’05,60’’ E33°58’54,07’’) находятся дендрарий, музей и водопад Кивач – третий по величине равнинный водопад Европы. Красиво, но конкуренции с уже увиденными водопадами не выдерживает, даже несмотря на превосходство в размерах.
…
На набережной Петрозаводска установлены скульптуры, присылаемые в подарок городу от городов–побратимов. Целая аллея из разных по стилю, мысли и художественной ценности произведений. Всё вместе делает набережную Петрозаводска отличным местом для отдыха.

Дюны

Можно расслабиться. Все трудности позади: передний бампер, противотуманка, задний бампер, капризное сцепление, отскочивший предохранитель, мигающая невпопад лампочка индикатора ПП, номер.

Ходили за грибами – недолго, но набрали на целую сковородку белых, один подосиновик и два маслёнка. Лес сосновый, без подлеска, под ногами ковёр из мха разных текстур и оттенков. И над этим ковром возвышается шляпа белого гриба. Грибники поймут.

Событий за два дня мало, писать особенно нечего. Если коротко – отдохнули там отлично, Хочется вернуться ещё разок. Может, только в июле, когда будет теплее…

…
Итак, следующие два дня – в дюнах под Олонцом. Отдых на природе, теперь уже никуда торопиться не надо, маршрут практически закончен, остаётся только путь домой.
…

Путь домой

Утром выдвигаемся в сторону дома. По пути ещё одно место, куда хотелось заехать – крепость Старая Ладога.

Первая крепость здесь была построена ещё на рубеже IX и X веков Вещим Олегом. Впоследствии несколько раз перестраивалась и достраивалась. Всё толще и толще становились стены.

На внутренней территории крепости расположена церковь Святого Георгия с остатками уникальной росписи. Построена она была в 1165–1166 годах. До сих пор стоит. Совсем небольшая. Сохранившиеся росписи хранятся при определённой температуре и влажности, на входе дают бахилы. Всё строго и по делу.

Фотографировать запрещено, зато, если повезёт, служительница расскажет много интересного об истории иконописи на Руси вообще и о символах, использованных в местной росписи, в частности.

Дальше на юг – мимо города Волхова и Киришской ГРЭС. Восьмёрка вокруг северных озёр замыкается на пересечении дорог А-115 и М-10 (N 59°11’02,74’’ E 31°32’29,29’’). Дальше до Москвы путь прямой. Но неспокойный. На пути знаменитейший и популярнейший среди дальнобойщиков, да и всех автомобилистов вообще, Вышний Волочёк, Солнечногорск, зеленоградский светофор, Химки. Ездите по Ленинградке? Тогда все эти места должны быть вам хорошо знакомы и горячо вами любимы.

Так что, торопиться некуда. По пути заезжаем на Валдай, а потом, преодолев Вышний Волочёк, на дачу, она по пути. Ночь на даче и пять с лишним часов до Москвы через вышеупомянутые «достопримечательности».

…

Вместо послесловия

Всё, мы дома, позади около 3900 километров. Сожжено, даже боюсь представить сколько бензина, получена масса впечатлений.

Теперь анализ произошедшего: оцениваем маршрут, экипировку и думаем, что надо улучшить. 

Например, газовую горелку нам одолжили друзья непосредственно накануне отъезда. Вещь оказалась очень полезная. Обязательно приобрести перед затяжным путешествием.

Машина выдержала. Все её капризы и травмы – следствие моих недоработок или стечения обстоятельств. Ничего, что могло бы нас надолго остановить, не случилось. Ну а номер… надо лучше крепить!

Всё же возникли мысли о силовом бампере. Казалось бы, не обязательная вещь, иногда даже вредная, но стандартный бампер очень страдает в лесу.

С точки зрения навигации маршрут пройден без проблем. На всякие блуждания потрачено минимум времени. Ещё надо как-то упорядочить вещи в багажнике. Организовать ящики или что-то в этом роде. Рецепты есть, надо только сделать.

Возврат к списку

Комментарии

Комментариев пока нет
г. Москва,
Днепропетровский проезд, д.5
(Варшавка, м.Южная)
АвтоТехЦентр, 4-й этаж.
ООО "Трофи-лайф"
Россия Москва 117545 Днепропетровский проезд, д.5
+7 (495) 649-65-79 +7 (929) 670-93-56 info@trophy-life.ru