Camel Trophy — это соревнования на внедорожных автомобилях, проходившие по труднопроходимой местности и бездорожью. Сама история гонок началась в 1980 году, когда три немецких команды решили преодолеть транс-амазонскую трассу в Бразилии. Трасса протяжённостью 1600 км существовала только на карте, на самом же деле на ней не было ни одной дороги. Три экипажа по два человека отправились в путь на специально подготовленных машинах. Из города Белем на севере Бразилии путешествие тянулось на запад в направлении местечка Сантарем на Амазонке и пролегало вдоль бассейна этой реки через густые заросли джунглей. Оно длилось двенадцать дней и стало для участников самым настоящим испытанием — грязь, бездорожье, тропические насекомые и изнуряющая жара.
Завершив соревнование, команды стали национальными героями. Этот заезд назвали «Олимпийскими играми 4x4». Это было и приключением, и исследованием, и настоящим испытанием на мужество и выносливость, на силу духа и выдержку.
В течение следующих восьми лет экспедиции пересекли Суматру, Папуа — Новую Гвинею, Заир, Бразилию, Борнео, Австралию, Мадагаскар и Сулавеси. В 1980-х годах спонсорами соревнований была компания R. J. Reynolds Tobacco. Именно поэтому так похожи логотипы в написании слова Camel. Но через несколько лет, когда в мире развернулась небывалая по своим масштабам борьба с курением, а сами соревнования стали необычайно популярны, была создана компания WBI. К ней перешли все права на товарный знак Camel Trophy, из логотипа которого исчез верблюд. Фирменный цвет Camel Trophy — песочно-жёлтый, он прочно ассоциируется у поклонников внедорожного экстрима с приключениями, азартом, смелостью. Правда, однажды организаторы соревнования решили поэкспериментировать и покрасили автомобили соревнования в разные цвета — голубой, красный, серебряный. Вскоре стало ясно, что затея не удалась — автомобили как будто растеряли своё очарование, их было невозможно отличить от других. И поэтому до сих пор фирменный цвет соревнований — тот самый отлично запоминающийся песочно-жёлтый.
Для соревнований Camel Trophy подбирались очень непростые маршруты — непроходимые, казалось бы, джунгли, пески, вязкие и страшные болота. Машины были оборудованы специальными приспособлениями — лебёдками, суперпрочными тросами, помогающими преодолеть самые трудные и опасные участки. Однако эти соревнования — испытание возможностей не только техники, но и для людей, ведь часто экипажам приходилось самостоятельно прокладывать себе дорогу и преодолевать все препятствия, возникающие на таком непростом пути. Первый этап в 1980 году был пройден на автомобилях Jeep. В заездах с 1981 по 1998 год принимали участие автомобили Range Rover, Series III, Ninety, One Ten, Defender, Discovery и Freelander.
По условиям заездов, в гонках не принимали участие профессиональные гонщики. Каждая страна-участник была представлена на Camel Trophy командой из двух человек, и каждый мог участвовать в гонках только один раз. Ценных призов и наград, в привычном понимании, не было. Все участники получали именную табличку с надписью «Ты сделал это» с подписями организаторов. Дух авантюризма и настоящего приключения царил здесь и был главной движущей силой. В течение заезда участники становились настоящей командой.
В 1994 году впервые, в путешествии, проходящем через три страны – Аргентину, Парагвай и Чили, также в первый раз в заезде принимали участие женщины — француженка Карин Дюре и шведка Кристель Перссон. Все задания они выполняли наравне с мужчинами, без поблажек и снисхождений.
На приключении «Борнео-95» был придуман специальный приз за сплочённость — «Командный дух», ставший одним из самых престижных.
Судьбоносными для Camel Trophy стали соревнования «Монголия-97», на которые, впервые за всю историю гонок, собрались команды из двадцати стран. Соревнования стали напоминать спортивное многоборье — велосипеды, спортивное ориентирование, каноэ. Из-за такой непривычной наполненности сами машины как будто отошли на второй план и стали всего лишь средством передвижения от одного спортивного объекта к другому. Не стало и единого конвоя, который ранее наравне с участниками преодолевал все трудности и препятствия.
Camel Trophy-98 решили провести в Южной Америке. По Чили и Аргентине от Сантьяго до Мыса Горн. Общая протяжённость пути — 5000 километров. У каждой команды был свой маршрут, план прохождения строился индивидуально — можно было воспользоваться горным велосипедом, каноэ, лыжами, снегоступами или сноубордами. Автомобилю впервые за все время соревнований была отдана важная, но отнюдь не главная роль.
В 2000 году участникам предстояло преодолеть дистанцию не на автомобилях, а на надувных лодках с двигателями Honda. Планировалось прохождение между архипелагами Фиджи и Тонга, но военный переворот на Фиджи внёс свои коррективы, и было решено провести соревнования на Самоа. Маршрут же получил название Тонга — Самоа. Он стал последним в истории Camel Trophy на данный момент.
В 1990 году Camel Trophy впервые было проведено в России. Впервые в СССР, на территории Восточной Сибири, прошли крупные внедорожные соревнования с участием тридцати двух специально подготовленных внедорожников Land Rover Discovery. Автомобили проехали от Братска до Иркутска. После этого соревнования русский язык обогатился новым словом «трофи».
Значительных успехов российским экипажам удалось достичь в 1995 году. Команда в составе Павла Богомолова и Сергея Фенева завоевала приз «Командный дух». Эстафету успеха подхватили в 1996 году Алексей Свирков и Дмитрий Сурин, они получили приз «Специальное задание».
Всего за десять лет российское Camel Trophy завоевало всенародную известность и популярность. Достаточно сказать, что в первом российском отборе участвовало около ста заявок, а в последнем — тридцать пять тысяч.