Подряд 4 выходных — такое не часто случается. Упускать момент нельзя, обязательно надо что-то предпринять. Давно хотел побывать на Бесовом носу. Постепенно это место становится все более и более популярным, практически каждый джипер, по крайней мере из Москвы и Санкт-Петербурга, уже там побывал.
Из Каршево туда возят туристов на лодках. Так что надо ехать, пока там палатки с пивом не поставили.
Всего в поездке участвовали 5 машин.
Наш экипаж — как обычно, мы с Леной
Машина — Mitsubishi Pajero Sport 2002 г.в., 3 литра, бензин, МКПП.
Из модификаций:
- колеса BFGoodrich MT KM2 265/75 R16;
- зашита картера Шериф;
- лебедка ComeUp Dv-9 в штатном бампере;
- Си-Би рация;
- дополнительный вентилятор охлаждения.
В багажнике — лопата, 2 топора, домкрат типа «солдатик», несколько тросов, в том числе прочный широкий, который можно использовать как корозащиту, масло, тормозуха, антифриза немного, набор инструментов.
Навигация — использовали планшет на Andriod,
ПО — Oruxmaps с загруженными картами Openstreetmap для региона и подходящим треком.
Навигатор — Shturmann link 510 — в основном использовался для записи трека.
Видеорегистратор — Vosonic GV 6330.
Экипировка — палатка-саморазобранка двухместная, 2 пенки, подушка, одеяла, складные стол и стулья, газовая горелка, кастрюли и вообще посуда всякая.
Чем же интересен Бесов нос?
На каменных берегах Онеги можно посмотреть наскальные рисунки, высеченные в камне изображения - так называемые петроглифы. Возраст онежских петроглифов оценивается в 5-6 тысяч лет (IV—III тысячелетие до нашей эры).
Самое известное изображение — Бес — расположено на мысу, который и назвали Бесовым носом. Поверх изображения Беса выбит более новый рисунок — христианский крест. Есть версия, что его выбили монахи Муромского монастыря, чтобы нечисть не бесновалась.
Дорога до мыса довольно тяжелая. Можно, конечно, добраться на машине до Каршево, нанять мужика с лодкой и доехать по реке Черная до цели, но это не наш метод. Не зря же лебедку ставил!
Я хотел съездить на Бесов нос уже очень давно. Практически сразу, как только узнал о его существовании. В прошлом году, во время нашего путешествия по Карелии была мыслишка прорваться, но одной машиной, да еще и без лебедки — не в этой жизни. В районе Каршево нам на встречу попалась колонна подготовленных УАЗов, наверняка заезжавших на Бесов нос. Мне оставалось только с завистью смотреть им вслед в зеркало заднего вида. Хотя уже тогда было понимание, что эта достопримечательность Онеги никуда от нас не денется.
И вот, почти год спустя, компанией в 5 машин выдвигаемся из Москвы, чтобы преодолеть те самые километры, познакомиться с Бесом, погулять по берегу Онеги и, чего уж там, хорошо провести время.
И вот, почти год спустя, компанией в 5 машин выдвигаемся из Москвы, чтобы преодолеть те самые километры, познакомиться с Бесом, погулять по берегу Онеги и, чего уж там, хорошо провести время.
На внедорожнике есть два пути: через Каршево, напрямик вдоль реки Черная, и через Шальский, по берегу Онежского озера. Путь через Каршево получается короче, но там есть серьезное препятствие — мост через речку Сустрежа. Он уже много лет в весьма плачевном состоянии, никто его не ремонтирует, т.к. местным он вообще-то и не нужен вовсе, а туристы не будут вкладывать силы и средства в мост, который может еще сильнее повысить количество людей на Бесовом носу.
Но приз стоит всех неприятностей — берега здесь очень красивые. Сосновый лес без подлеска, зеленый мох ковром застилает землю. Приятная лесная дорожка, которую я запомнил еще по прошлому году. Невысокий спуск к воде и протяженные песчанные пляжи в обе стороны. На юге видна гора Андома, тоже знатная местная достопримечательность. Вблизи она очень впечатляет. Вода в Онежском озере очень холодная, чуть ли не ноги сводит, но все попытались искупаться — это бодрит! Причем стратегия «быстро забежать и нырнуть с головой» здесь работает лишь частично — озеро очень мелкое вблизи берега. Чтобы действительно нырнуть с головой, придется пробежаться очень далеко.
Но веселиться до утра — не вариант, на следующий день нам всем предстоит пройти путь до Бесова носа. Надо выспаться. Солнце еще только клонится к закату, хотя уже почти полночь. Мох под палаткой - как мягкая кровать, спать приятно.
На пляж
Начало внедорожной части маршрута — съезжаем в Шальском. И завертелось. Грязная колея, каменный триал. Почти весь маршрут проходит по каменным горам, а в низинах скапливается вода и образуются грязевые ванны. Были и крутые песчаные спуски и подъемы. И все это на фоне завораживающих карельских пейзажей.
Где-то на пути свершилось то, чего я так ждал — первое лебежение. Ощущения непередаваемые! С одной стороны — «Круто! Теперь я сам могу выкарабкаться отсюда! Зацените!». А с другой стороны лебедку-то я до сих пор не проверял под нагрузкой. Вот сейчас нажму кнопку и ее вырвет прямо вместе с бампером, прямо на глазах у изумленной публики. Вот такие две мысли были где-то на краю сознания. Но первая преобладала. Лебежение прошло на ура, как и все последующие.