В 2014 году организаторы крупнейшего в мире приключения на бездорожье «Ладога» начали хорошую добрую традицию – вручать призы победителям на внедорожных соревнованиях в других странах. В начале сентября подарки нашли своих счастливых обладателей в Литве на «Галдиатори», победители получили сертификаты на участие в трофи-рейде «Ладога». Дальше призы по плану должны были ехать в Белоруссию и Эстонию.
Недолгие сборы, пара тёплых курток, резиновые сапоги, фотоаппарат, подарки для победителей – и в путь! Нас ждала гостеприимная Республика Беларусь.
Почти 2000 км, и мы на месте
В Белоруссии ежегодно проводится 4–5 трофи-рейдов. В 2013 году был организован Кубок Западного региона, в который входят следующие соревнования:
- «Дрыгва» (проводится в Брестской области в Ивацевичском районе);
- «Мерлин-трофи» (Брестская область, Столинский район);
- «Партизанские тропы» (Гродненская область, Мостовский район);
- «Паплавы» (Гродненская область, Гродненский район, деревня Поречье).
Все эти соревнования, кроме «Паплавов», – это GPS-ориентирование на 24 часа.
И мы, воодушевлённые новыми приключениями, оказались на одном из интереснейших белорусских трофи – «Паплавы», соревновании, которое в этом году празднует свой пятилетний юбилей. Начавшись как простой «междусобойчик» любителей бездорожья и приключений из беловежской деревни Новый Двор, это соревнование переросло в крупное спортивное событие республиканского масштаба.
Соревнование проходит на территории Поречского военного лесничества, недалеко от Гожского военного полигона. Полигон этот действующий, он находится в 20 км от Гродно и всего в пяти километрах от литовской границы. В сентябре 2013 года на этом полигоне проводились совместные российско-белорусские учения «Запад-2013». На учениях присутствовали и главы государств – Владимир Владимирович Путин и Александр Григорьевич Лукашенко. Так что это места, как оказалось, посещаемые не только брутальными джиперами.
Трассы мероприятия – это в основном лесные моховые болота с багульником и клюквой, но также есть и гористые местности, и торфяные болота, и мелиорационные канавы, выбраться из которых особенно сложно, так как рядом нет деревьев.
Прошлое
Мы попросили главного организатора Виктора Козловского немного рассказать о том, как всё начиналось, и вместе с ним окунулись в историю создания гонки.
«Трофи-клуб «Беловежские зубры» был создан в 2010 году в деревне Новый Двор Свислочского района Гродненской области, Республика Беларусь.
Наша деревня Новый Двор находится в уникальном по географическим характеристикам месте – на стыке крупнейшего в Европе болота (болото Дикое) и крупнейшего лесного массива – Беловежской пущи. Это очень красивые, богатые дичью, а также грибами и ягодами места.
Красоту этих мест мы хотели показать всем, так и родилась идея проведения мероприятия. И в октябре 2010 года мы организовали наш первый трофи-рейд «Паплавы».
Само слово «Паплавы» более исторически обусловлено и символично для нас, чем обычный его перевод на русский язык – «луга». Паплавы – это не просто луга, а территория, временно отвоёванная людьми у болота для заготовки сена. Наши предки перекрывали реку временной плотиной, осушая тем самым прилегающие болота, а затем собирали и вывозили по высохшему руслу реки заготовленное сено. Далее плотина разбиралась, и река возвращалась в своё русло. Люди умели брать от неласковой природы необходимое, не нарушая её гармонии. Этому принципу следуем и мы, организаторы трофи-рейда «Паплавы».
В 2010 году трофи-рейд «Паплавы» представлял собой двухдневную гонку, только формат был немножко другой: первый день – пролог на 3–4 часа (легенда), второй день – GPS-ориентирование на 8–10 часов. Участников было немного, в основном свои клубные ребята.
С каждым годом количество участников росло, и в 2012 году на трофи-рейд «Паплавы» приехали около 50 участников.
В 2013 году администрация Беловежской Пущи не дала нам разрешения на проведение мероприятия в Новом Дворе, и мы выбрали не менее прекрасное место для проведения «Паплавов» – деревню Поречье Гродненского района Гродненской области. В 2013 году к нам приехали 92 экипажа».
К подготовке трасс организатор относится с особой тщательностью. Разведки начинаются задолго до начала соревнования. Все трассы организатор проезжает «от» и «до». Ведь от качества подготовки маршрутов зависит успех гонки, считает спортсмен, многократный участник «Ладоги» и по совместительству организатор «Паплавов» Виктор Козловский. Ему как никому другому понятно, что трасса – это самое главное в гонке.
Мы попросили Виктора рассказать какую-нибудь историю о факторах, повлиявших на подготовку трасс. «Историй много. Всего не упомнишь. Когда мы приехали на Поречскую землю в 2013 году организовывать «Паплавы» и начали катать трассы, то вскоре поняли, что для быстрейшей прокатки трасс нам нужен человек, который хорошо знает здешние места, так как все карты, которые у нас были, не соответствовали действительности. Этим человеком оказался местный лесник Иван Иванович (имя и отчество – реальные). Поначалу нам было сложно понять друг друга, так как он нам показывал дороги, на которых мы ехали, не включая передний привод, а все броды могли спокойно гуси пешком перейти (машина, на которой мы делали разведку, относится к категории PROTO). И я решил показать Ивану Ивановичу, что нам нужно. Проезжая мимо болота, свернул на него, и мы начали движение в сторону речки, которая находилась посередине этого болота. За эти 300 метров болота Иван Иванович, закурив сигарету, сказал мне столько «лестных слов», которых я за свои 33 года не слышал, рассказал, что танк здесь утонул, что «люди сюда за клюквой даже не ходят, а ты?!» И он продолжал бы говорить и рассказывать все тайны этого болота, но дальше была речка! Вода затушила сигарету в зубах Ивана Ивановича, мы быстренько покинули с ним наш тонущий джип. Потом была эвакуация и отпаивание или, правильно сказать, обогревание Ивана Ивановича нашими беловежскими «тёплыми вещами» (беловежский хлебный самогон собственного производства). Отогревшись, сняв стресс, Иван Иванович сказал, что он всё понял!..
На следующий день он показал нам трассу, которая в дальнейшем была перенесена без изменений в «легенду» нашим участникам, и назывался этот спецучасток «Маршрут Ивана Ивановича».
Настоящее
В этом году поучаствовать в мероприятии приехало 107 экипажей. Это говорит о том, что каждый год всё больше и больше экипажей стремится принять участие в трофи-рейде «Паплавы», и это большая заслуга организаторов.
Мы воочию смогли оценить уровень организации соревнования, и по нашему мнению, такой стабильный рост числа участников обусловлен несколькими факторами.
Во-первых, это формат мероприятия – легенда. Это самый старинный формат трофи, которого практически не осталось в Белоруссии. На прокладку трасс организаторы тратят очень много времени и средств, но и отдача от участников очень большая. После мероприятия очень многие подходили и просто говорили: «Ребята, спасибо вам за легенду!
Во-вторых, это сама организация. Видно, что организаторы борются за каждого своего клиента и стараются, чтобы люди получили здесь то, зачем они сюда приехали. А для этого нужен просто порядок! Если регистрация, то это должно быть быстро, чётко и понятно, если старт, то он должен быть в то время, в которое мы назначили, если легенда, то она должна «бить»! Это, наверное, самое сложное в организации какого-либо соревнования – добиться порядка. Но организаторам «Паплавов» это удалось!
В-третьих, это сложность трасс. Легенда – это уже сложно, так как вы двигаетесь только по определённому маршруту и на КПП можете заехать только с места, которое прописано в легенде. Организаторы никогда не делали лёгких трасс. Большинство участников приезжают испытать себя и свою технику, и им предоставляется такая возможность. Очень показательны были фразы участников: «Ребята, сложно, но как интересно! Спасибо вам».
После окончания гонки ещё долго гудел лагерь от разговоров и обсуждений, рассказов и возмущения. Но что очень показательно на этой гонке: несмотря на то что угодить всем невозможно, основная масса участников в один голос говорила спасибо. Очень эмоционально это получилось у экипажа 98-го региона, не могу не процитировать: «Огромное спасибо всем! И организаторам, и участникам, и просто сочувствующим. Организация была на очень высоком уровне, начиная с момента приезда-размещения-регистрации и заканчивая церемонией награждения. Всё было чётко по расписанию. Трасса СУ-2 – это вообще выше всяких похвал. Супер! Хватило и скорости, и грязи, и маневрирования, и ориентирования. Легенда «била» на 100%, что очень порадовало. На мой взгляд, именно такой и должна быть «линейка». Молодцы организаторы! Благодаря такой организации соревнований, такому отношению к участникам и хочется участвовать, ездить и привлекать друзей. Ждём «Паплавы-2015» и надеемся, что они будут ещё лучше и интереснее!»
Будущее
Стабильно растёт количество экипажей. Всё чаще и чаще майки и куртки с символикой «Паплавов» мелькают среди участников и гостей других трофи-рейдов в Белоруссии и за её пределами. Тем не менее, несмотря на быстрый рост популярности, соревнование не отказывается от своих традиций и принципов: ориентирование по легенде, бескомпромиссность и качественная подготовка маршрутов, благожелательная и дружеская атмосфера, традиционная система награждения победителей – не только материальные призы из предметов джиперского обихода, но и кубки как символы непреходящей ценности спортивного достижения.
Титул призёра «Паплавов» становится всё более престижным, а желающих испытать себя и свою технику на «Паплавах» – всё больше.
Нам стало интересно, каковы же перспективы у такой гонки, и поэтому мы решили узнать о мечтах и целях главного организатора. «Мы хотим сделать самую сложную, с высоким уровнем организации гонку. Наш девиз: двигайся вперёд, не останавливайся на достигнутом. Поэтому, конечно же, нам интересно включить наше мероприятие в Кубок или чемпионат, которые проводятся в других странах, придать нашему мероприятию не только республиканский, но и международный статус», – поделился Виктор Козловский.
Амбициозно, смело, открыто! А как ещё? Именно такие люди и должны быть в организаторах такого вида спорта.