Ранним утром, в преддверии начала лета, в самом центре праздничного Санкт-Петербурга у стен Исаакиевского собора, в восемнадцатый раз торжественно стартовал знаменитый трофи-марафон Ладога. Огромное количество джипов, прототипов и квадроциклов Под аплодисменты многочисленных зрителей проезжают под стартовыми воротами, громкими гудками приветствуя всех собравшихся. Трофи-рейд вокруг Ладожского озера на протяжении девяти дней и дистанции в 1200 километров испытывает на прочность в борьбе с тяжелейшим бездорожьем более двухсот экипажей. В их составе экипажи со всей России, из Финляндии, Латвии, Литвы, Беларуси, Эстонии, Азербайджана, Польши и, впервые, на старт вышли сразу пять французских экипажей!
С самой первой «Ладоги», 1997 года, количество участников стремительно возросло, да и география стран значительно расширилась. Сейчас это одно из крупнейших и культовых внедорожных мероприятий во всём мире. В соревновании принимают участие, как серьёзные спортсмены, так и просто любители внедорожных приключений. Ведь Ладога это и есть большое приключение, причём для каждого своё. Старт Ладоги это грандиозное зрелище, наполненное необычайной атмосферой и торжеством.
Большой и маленький спорт
Все самые глубокие болота, крутые спуски и подъёмы достаются спортсменам категориям TR-1, TR-2, TR-3, PROTO, ATV и любительским спортивным категориям: «Adventure» и «Adventure-Open». Тут, кроме всех тягот касающихся преодоления жесткого бездорожья, бушуют нешуточные страсти и самая настоящая спортивная борьба. Вот, например, калининградский экипаж под номером 411: Шихотаров Иван и Сахворук Евгений, выступающие в категории PROTO, из-за особенной конструкции прототипа Z4, сделанной полностью, в том числе и каркас безопасности, из алюминия, были допущены к соревнованию лишь условно. Только перед финишем ребятам официально защитали результаты пройденных СУ и в итоге они стали победителями в своей категории и заодно забрали приз командного зачёта!
Отчаянно пытались победить русское бездорожье французы. Ребята ещё задолго до старта сняли свои котлеты с автовоза, так как карельские дороги по меркам французов, уже являются спец. участками. Отчаянные ребята не совсем понимали что их ждёт. Выступая впервые на Ладоге, заявились в PROTO, но после долгих уговоров и по настоянию организаторов перешли в Adventure-Open. Но это всё равно привело к трём суткам эвакуации с первого же СУ «Болото не преодолимое» и выхода из строя четырёх из пяти машин. Получив опыт езды по болотам, французы сделали вывод, и обещали вернуться в следующем году.
СУ «Бобры», по которому в этот раз пустили все спортивные категории, включая Adventure и Adventure Open, благодаря дождям, несколько шокировал участников, которые уже хотели сговориться кинуть камень в огород организаторов и не форсировать глубокий брод. Пока участники сливали воду из вейдерсов и сетовали на непроходимость, к месту преткновения приехали Сергей Жулябин с Игорем Щебуняевым, экипаж 733 категории Adventure Open и уверенно прошли брод, даже не прибегая к помощи лебёдки. Хочется отметить, что ребята — победители своего зачёта в прошлом году и наверняка это место им было знакомо. Вообще многие аборигены трофи-рейда «Ладога» хорошо знакомы с трассами и засадными местами, довольно уверенно ориентируются, в связи, с чем имеют хорошее преимущество перед новичками трофи-рейда. Особенности трасс Ладоги в том, что не всегда непролазное на вид место может оказаться таковым, сложнее справиться со своими эмоциями. А вот места, не предвещающие ничего критичного, могут быть серьёзно обманчивыми. Надо быть внимательным всегда. Трассы спец. участков хоть и дополняются новыми треками, но концептуально остаются теми же, меняясь периодично из года в год. Хотите знать все секреты Ладожского бездорожья и победить – приезжайте на соревнование каждый год.
В группе ATV, в рамках Ладоги проходил 2 этап чемпионата России и в командном зачёте произошел редкий случай, когда первенство одержали сразу 2 команды: Шеленков Сергей, Шапочкин Александр (Москва) и Тузов Алексей, Мирончик Андрей (Санкт-Петербург) пришедшие с одинаковыми результатами. Из-за этого судейской коллегии пришлось на сутки перенести награждение победителей и в итоге на пьедестале, на первом месте, стояли сразу две команды. Такое многие видели впервые!
В поисках внедорожных приключений и загадок
Есть на трофи-рейде две категории, которые являются любительскими, рассчитанные на джиперов-туристов, геокешеров и просто любителей отдохнуть на природе. Категория Grand-Tourism, участники которой соревнуются в разгадывании квестов, нахождении объектов дающих разгадку для продолжения дальнейшего пути, а так же посещении интересных мест, бонусных офф-роад участков и спец. участки старших спортивных категорий. Эта категория является самой многочисленной. Катаются в «больших туристах», преимущественно джиперы которые не стремятся покорять бездорожье на время и нырять в бездонные болота. Хоть участники и заняты в основном ориентированием и решением задач по поиску координат, место подвигу остаётся всегда! Всегда можно от точки к точке ехать «короткими» срезочками, и организаторы, подзадоривая, делают чек-поинты, так называемые фото-бонусы, в виде сложных участков и бродов, за которые в последствии можно получить подсказки. В этом году в связи с отменой Дюнной и Пляжной гонок, участникам категории Grand-Tourism приготовили соревнование в стиле отборочных этапов Camel Trophy, где для выполнения задания и победы даже не требовался автомобиль. Участникам предлагалось наладить канатную переправу из лебёдочных тросов через реку и переправить с её помощью трёх членов экипажа, не попав в воду. Такая замена пришлась не по душе некоторым участникам. Кто-то по-спортивному, не был согласен с результатами и к концу соревнования были поданы сразу два протеста!
Есть ещё на Ладоге категория Discovery, в которой участникам предлагается экскурсионная программа под руководством «гидов», так сказать, «культурная навигация» с посещением природных памятников, исторических достопримечательностей, посещения СУ спортивных категорий. В этом зачёте бездорожья, как такового, нет и участвовать можно даже на полноприводной пузотёрке.
С друзьями и семьёй на Ладогу
Каждый год на Ладогу едут большими компаниями и целыми семьями. Многие традиционно, из года в год на протяжении истории всего марафона начало лета проводят на Ладоге. Зачем они это делают, как живут там целую неделю, в палатках, в лесу, среди болот?! Мужчины, женщины, отцы и дети, с утра до позднего вечера покоряют бездорожье с целью выиграть Ладогу!
Для обычного обывателя не искушённого бездорожьем, приключениями и туристической романтикой вряд ли найдётся ответ, а вот участникам Ладоги это приносит несказанное удовольствие. Ещё бы! Вокруг множество единомышленников и вечером в лагере всегда есть с кем пообщаться обсудить пройденные спец. участки и приключения, найденные на все свои четыре колеса. Новые знакомства и друзья с которыми познакомились в прошлом году где то посреди «непреодолимого», красивые виды и приключенческая романтика — вот зачем едут на Ладогу, помимо того как посоревноваться на интереснейших трассах. Замечательно организованный лагерь — есть столовая, в которой кормят вкусной домашней едой, оборудован горячий душ на пять мест, который каждый вечер особенно востребован у участников спортивных категорий.
В каждом лагере круглосуточно работает служба безопасности, которая так же следит за соблюдением скоростного режима в лагере и нарушениями экологических норм. К сожалению, встречаются люди во внедорожном сообществе не трепетно относящиеся к чистоте природы их окружающей. Таких на Ладоге, за экологические нарушения дисквалифицируют и серьёзно штрафуют. Не сидят без дела и специалисты мед.службы Ладоги. Практически военно-полевая медицина! Помогая участникам и гостям от укусов насекомых, обострений хронических заболеваний до травм и ранений, круглосуточно!
Как рассказали врачи, тяжёлые травмы большая редкость для Ладоги, но всё же случаются. Даже культурно развлекательный ритуал «посвящение в джиперы» не обходится без докторов: по традиции Ладоги, врачи «крестят» новичков водой из Ладожского озера!
Так что, если у вас активная семья, вы любите внедорожники и вас манит дух путешествий, то не раздумывайте, принимайте участие в трофи-марафоне Ладога! Кто знает, может это главное приключение лета, тоже станет доброй традицией в вашей семье.
Дефициты информации и трофи-гонка за кадрами
Трофи-Рейд Ладога — это огромное соревнование с множеством дисциплин и спец. участков. Побывать везде просто невозможно, а добраться до самого интересного зачастую очень тяжело — приходится топать по болоту добрый десяток километров. Самое сложное то, что ещё бы знать, откуда и куда топать! Отсутствие нормального пресс-рума и информации по существующим несложным подъездам к точкам на СУ, приближенным к пешей доступности, превращают журналистов в спортивных ориентировщиков, ведь надо угнаться за спортсменами. Обладая внедорожным пресс-каром и спортивными треками можно самостоятельно находить интересные места на СУ в Озике на картах ген. штаба, что собственно я и делал, выискивая возможность сделать хорошие эффектные снимки. Лично для меня ориентирование интересно, но, насколько проще будет представителям СМИ, если это сразу предусмотрят организаторы. Ведь кому, как не им известно, где и как проще добраться до интересных мест на СУ. Откровенно попахивает информационной монополией.
Экология и спец.участки
Сейчас трофи-рейд Ладога переживает очередную ступень развития. Экологические нормы, которые ужесточили в нашей стране, напрямую отразились на проведении Ладоги и организации трасс. Организаторам пришлось вовсе отменить захватывающие и доступные зрителю «Пляжную» и «Дюнною» гонки.
Преодоление «Моренных озёр» непосредственно через озёра, по воде тоже попало под табу, но спец. участок, благодаря организаторам, не стал от этого проще. Прибрежные болота и скользкие после дождя камни особенно тяжело давались любителям нажать на газ и квадроциклистам. Наносимый экологический вред природе от проведения трофи-рейда Ладога, лично мне, видится незначительным в сравнении с кучами мусора около посёлков и деревень на берегах самой Ладоги. А несколько сотен предприятий и заводов? Неужели их производство настолько экологично или важнее любой экологии?
Ладожское озеро — это красивейшие места и без сомнения беречь их необходимо, тем более что экологическая ситуация становится критичной. Сложно спорить с законодательством, но может проще использовать трофи-рейд для улучшения экологического состояния тех мест, где он проводится? Вот, например, в этот раз была организованна акция по очистке пляжа и берега Ладожского озера, увезён целый самосвал различного мусора.
Костёр до небес и эротические танцы
Торжественное закрытие соревнования прошло в живописном лесу у красивого, небольшого, озера в Алеховщине. Награждение победителей всех зачётных категорий, вручение уникальных кубков и дипломов, традиционное выступление слегка одетых девушек из танцевального коллектива и шикарное выступление оперной дивы из числа организаторов собрали вокруг сцены без малого всех участников трофи-рейда Ладога. А завершилось всё торжественным разжиганием прощального костра главным организатором гонки Юрием Овчинниковым, вслед последовали брызги шампанского и весёлая дискотека. Так закончилась восемнадцатая Ладога