Грузию мы собирались посетить достаточно давно, но всё как-то теоретически. Межгосударственные проблемы, сложная транспортная доступность и привычка отдыхать на европейских морях откладывали поездку из года в год, несмотря на наличие друзей и родственников в Тбилиси. Но неожиданная командировка в Грузию в прошлом году позволила преобразить мечту в горячее желание.
За три коротких дня я убедился, что кавказское гостеприимство, в отличие от дипломатических отношений, никуда не улетучилось, исторические и горные красоты тоже на месте, а житейский комфорт и туристическая инфраструктура уже давно достигли уровня, необходимого для полноценного отдыха. К тому же здесь почти все говорят по-русски, за исключением поколения 90-х, с которыми при необходимости можно объясниться на английском языке. Ну а кавказское застолье – это то, перед чем меркнут любые гастрономические или питейные туры по Европе.
Но основными аргументами в принятии окончательного решения стали опыт, накопленный на протяжении трёх лет в клубных экспедициях с «Трофи-Лайф», замена переднеприводного паркетника на полноценный внедорожник «Мицубиси-Паджеро-Спорт» и, конечно, поддержка и азарт друзей, готовых разделить с нами все радости и тяготы дальнего путешествия. В общем, стали изучать Интернет по теме «На джипах по Грузии», нашли на форумах автопутешественников массу полезных советов, варианты готовых маршрутов, отобрали интересующие нас достопримечательности, сравнили десятки вариантов отелей и гостевых домов и наконец окончательно проложили свой собственный, пока ещё виртуальный, путь на карте с разумным чередованием экстрима и отдыха.
Забронировали жилье по ходу всего маршрута, выбирая только те отели, которые имели достаточное количество положительных отзывов, удобные стоянки для машин и располагались в тихих, уютных местах, как правило, на зелёных городских окраинах. Кондиционеры при этом нам ни разу не понадобились, а вот в Тбилиси без них жить и спать в жару абсолютно нереально. Для навигации по Грузии наиболее походящими оказались карты OsmAnd+, на которые нанесены большинство грунтовых горных дорог, рельеф и высоты, а также наибольшее количество достопримечательностей, отелей, ресторанов и придорожных кафе.
Кстати, вкусно поесть в Грузии можно абсолютно везде, разница в ценнике заведения определяется его местоположением и антуражем, но никак не качеством еды. Только ни в коем случае не заказывайте блюда европейской кухни, даже если они есть в меню. В лучшем случае вам сразу честно посоветуют обратить внимание на кавказские кулинарные шедевры, а в худшем – после длительно-интригующего ожидания вам принесут всё равно что-нибудь совсем другое, при этом уверяя, что вы именно это и пытались заказать. А вот плохого вина в Грузии не бывает. То, что продаётся у нас, ничего общего с реальным грузинским вином не имеет ни по качеству, ни по цене. Да и минеральная вода в Боржоми почему-то совсем другого вкуса, чем в одноимённых бутылках…
Впрочем, хватит лирически-гастрономических отступлений. При полностью готовом маршруте у нас оставалось на пути одно туманно-белое пятно. Это российско-грузинский погранпереход Верхний Ларс, единственный и неповторимый. В Интернете о нём можно прочитать поэмы, как правило, с активным использованием ненормативной лексики. Мы уже было морально подготовились потерять кучу времени, нервов или денег на этом рубеже, но судьба распорядилась иначе.
Ровно за неделю до старта мы узнали, что в Дарьяльском ущелье, как раз неподалёку от границы, сошёл мощный селевой поток, перекрывший русло Терека таким образом, что он на протяжении двух километров потёк как раз по трассе военно-грузинской дороги. Сотрудников таможни и монахов из ближайшей горной обители эвакуировали на вертолётах, а сроки возобновления автомобильного сообщения между двумя государствами никто предсказать не мог.
Поэтому было принято решение лететь в Грузию самолётом, благо цены на билеты в последнее время стали более доступными, а джипы взять напрокат в Тбилиси. Международные прокатные компании, как обычно, заламывали негуманные цены, зато местные фирмы предлагали за 40 долларов в сутки вполне солидные джипы с полной страховкой. По происхождению эти авто были чистокровными японцами, произведёнными, вероятно, ещё в XX веке и переделанные местными умельцами под левый руль. Благородное происхождение, подходящая цена и симпатия владельцев прокатной фирмы победили сомнения по поводу возраста машин.
В итоге мы взяли компактный бензиновый «Паджеро»-коротыш второго поколения и огромный 7-местный дизельный «Ниссан-Террано» в расчёте на то, что дети всё равно поедут вместе в одной из двух машин. Итак, после 2-дневного наслаждения красотами Тбилиси мы получили машины, заправили в планшеты местные сим-карты с безлимитными звонками и Интернетом на две недели и отправились для разминки в Боржоми, чтобы оттуда начать восхождение на горную часть маршрута, о которой сложно рассказать словами, но можно посмотреть в фотографиях!