Джип-триал появился в нашей стране в начале 2000-х годов, а уже в 2003-м сложился чёткий регламент и РАФ признаёт джип-триал как отдельную спортивную дисциплину. В то время уже вовсю проводится чемпионат Европы по евро-триалу, и, как не сложно догадаться, родоначальником этого автоспорта стал популярный с 1990-х годов в США и Австралии rock crawling. Заезды как в rock crawling, так и в джип-триале выглядят довольно эффектно и держат в напряжении не только находящихся в машине пилота и штурмана, но и многочисленных зрителей.
А посмотреть действительно есть на что: стандартные и подготовленные внедорожники, в ЧР (чемпионате России) раньше даже выступали специально построенные под триал прототипы, штурмуя подъёмы, спуски, вывешиваясь в диагоналках на сильно пересечённой местности, переворачиваясь набок и через крышу, боролись в чистоте и скорости прохождения всех створок чётко намеченной секции триальной трассы. По регламенту, как официальному, так и частному, от клуба, внедорожники делятся на категории: оригинальный Д-1, класс для совершенно стандартных внедорожников без каких-либо изменений; стандартный Д-2, который, несмотря на слово «стандарт», разрешает незначительные переделки автомобиля с тюнингом агрегатов. Этот класс можно охарактеризовать как «отчаянный стандарт». Классы модифицированный Д-3, промодифицированный Д-4 и прототипы Д-5 — это специально, серьёзно доработанные и переделанные внедорожники с заменой узлов и агрегатов или вовсе построенные на пространственной раме собственной конструкции.
Триальные секции подготавливаются таким образом, чтобы автомобили соответствующего класса могли заведомо преодолеть препятствия, испытывая некоторые сложности, связанные со сложностью рельефа и направлению взятия ворот, требующие выстраивания стратегии и тактики по прохождению трассы. Грамотно построенная трасса интересна и экипажу, и зрителям, даже если это категория стандартных внедорожников! Главная задача экипажа — пройти в обозначенном направлении все створки ворот, не задев и не сбив створки, вешки, ворота, стараясь избегать заднего хода и финишировать как можно быстрее, укладываясь в отведённый организаторами временной интервал.
За касания, сбытые вешки, задние ходы и прочие нарушения, прописанные в регламенте соревнования, начисляются штрафные баллы. По сумме штрафных балов и времени прохождения высчитывается место, которое занял экипаж. В этой дисциплине очень важны мастерство вождения внедорожника по пересечённой местности и, естественно, самообладание, а в старших классах подготовленных — даже холоднокровие.
Выступать в джип-триале можно на совершенно стоковом внедорожнике. Мастерство и опыт зачастую расставляют участников так, что наличие штатных блокировок и мощных моторов не играет совершенно никакой роли. Именно в этой внедорожной дисциплине автоспорта можно прочувствовать, как ведут себя на бездорожье стандартный внедорожник и все его системы, дифференциалы, блокировки и электронные помощники. А в подготовленных классах, находясь в своём внедорожном монстре, вы оказываетесь, прямо сказать, в непривычных и необыкновенных, дух захватывающих положениях в пространстве!
Конечно, чем выше класс, тем сложнее трассы и шансы перевернуться довольно высоки, но от этого становится только интереснее и экстремальнее. Ну а так как соревнования по джип-триалу (не путайте с джип-спринтом) не подразумевают высоких скоростей, то шанс серьёзных повреждений и травм минимален, естественно, при соблюдении техники безопасности, как, собственно, и во всём автоспорте. Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что внедорожник для джип-триала должен быть крепким и сбалансированным по мощности двигателя и надёжности, обладать хорошими углами геометрической проходимости, длинноходной подвеской и крепкой трансмиссией, желательно с блокировками в мостах.
В 2016 году, начиная с апреля, наша команда проводит клубные соревнования по джип-триалу на кубок TROPHY-LIFE CHALLENGE TRIAL 2016. Используя собственный опыт в подобных соревнованиях и организационные возможности, мы стараемся сделать мероприятие зрелищным и интересным. Прошедшие три этапа показывают плотную борьбу, как в классе стандарта, так и в подготовленных. Всё больше приезжает участников и, естественно, всё больше становится зрителей, которых каждый заезд заставляет переживать экстрим и адреналин наравне с борющимися экипажами. Спонсоры также обращают внимание на столь зрелищное внедорожное мероприятие и предоставляют призы победителям, а это очень приятный момент.
Что касается трасс, то прерогативой является эффектность препятствий в сочетании с постоянным напряжением для экипажа, при этом, учитывая возможные ошибки, минимизировать повреждения внедорожника. Всё делается для получения максимального адреналина и удовольствия, причём для всех присутствующих на TROPHY-LIFE CHALLENGE TRIAL.
В сентябре состоится 3-й этап, а в ноябре пройдёт заключительный, решающий судьбу кубка, 4-й этап. Как и прежде, всё будет организовано в красивом и чистом карьере, где можно не только посоревноваться, испытать себя и свой внедорожник, но и привезти болельщиков — семью и друзей, которые точно останутся под приятным впечатлением от проведённого выходного в отличной большой компании. Так что милости просим!
В заключение хочется сказать о том, какой опыт даёт джип-триал и какая от этого польза. Во-первых, это адреналин от нестандартных препятствий и возможность пощекотать себе нервы в спортивной борьбе — это огромный стимул и закалка характера, так как подразумевает прохождение сложной траектории и створок ворот, оттачивает ваше мастерство управления внедорожником, причём этот триальный опыт часто необходим и в обычных трофи-рейдах, и даже на дорогах общего пользования.
А где как не в триале вы научитесь чувствовать свой внедорожник, его габариты и то, как он ведёт себя в критических моментах! Джип-триал дарит возможность не только отлично провести выходной день на свежем воздухе, всей семьей, с организованной программой, но и получить бесценный опыт для водителя внедорожника. Ну а количество эмоций, всплеск адреналина, зрелищность и атмосфера спорта и праздника мало кого оставляют равнодушными.