Поездку по Черноморскому побережью, от Тамани до Сочи, запланировали ещё весной. Ситуация с Крымом тогда ещё только набирала обороты, а огромные очереди на паром в порту Кавказ напрочь отбивали желание отрывать столько времени от долгожданного отпуска. Итак, используя свои отпуска во благо наших читателей, мы взяли на тест сразу пять полноприводных автомобилей и поделились на экипажи.
Состав получился следующий: Алексей и Глеб решили покорять сердца загорающих на черноморском побережье девушек на настоящем мужском внедорожнике Jeep Wrangler Sahara!
Илья, наоборот, устроил романтическое путешествие вместе с женой Оксаной на быстром и дерзком «Туареге».
Станислав возглавил экипаж на новом «Фольксвагене-Амарок» с коробкой-автоматом и открытым кузовом без кунга (как оказалось, путешествовать можно и так). Кроме Стаса в команде ехали Евгения и Евгений – «экипаж Евгеш». Ребята буквально перед выездом закидали в кузов пикапа всё необходимое и втроём разместились в кабине.
Дмитрий с сыновьями-подростками Андреем и Леонидом получил «Митцубиси-Аутлендер» и возможность посетить дедушку в Волгограде.
Я, ваш покорный слуга, везунчик, мне достался, как мне кажется теперь, самый честный автомобиль из всех новых марок и моделей – «Тойота-Хайлендер» в топовой комплектации! Пока ехал от представительства «Тойоты», пришла в голову идея взять с собой сына Добрыню — автомобиль ведь семейный!
Дорога до южных пляжей России представляет собой сочетание хороших автобанов и участков, которые ещё только расширяют и покрывают новым асфальтом. Частые пробки вблизи ремонтных работ и крупных населённых пунктов свидетельствуют о большом потоке транспорта (да плюс ещё тихоходные «хомяки», вёзшие урожай). Остановки и стояния в пробке в жару, наверное, невыносимы в машине без кондиционера. Климатические установки всех предоставленных нам автомобилей замечательно справлялись с жарой и пылью, все экипажи отметили достойный уровень комфорта, даже в «Амароке», который вообще считается коммерческим транспортом. Трасса М4 «Дон» изобилует красивыми видами, но они настолько приедаются, что замечать их перестаёшь и лишь только в Краснодарском крае замечаешь красоту юга России.
Путешествие неблизкое, да и жить планировалось дикарями прямо на пляже, поэтому каждый экипаж брал всё необходимое на себя, в том числе и провиант. Получилось, что экипажам из двух человек достаточно багажника даже самого маленького по объёму «Туарега», даже сиденья второго ряда складывать не приходилось. В «Хайлендере» настолько просторно, что уверенно могу сказать: хватит места для комфортного путешествия четырёх взрослых с полным набором багажа! «Мицубиси-Аутлендер» – самый скромный по размерам, но и он показал хороший уровень комфорта, вместив палатку, спальники, чемоданы и прочий шмурдяк трёх своих пассажиров. Забавно получилось с «Амароком», так как отсутствие кунга никак не сочетается с перевозкой багажа, необходимого для дальних поездок и экспедиций. С погодой нам повезло, и ребята нагрузили кузов всем необходимым для большого лагеря, начиная от огромного шатра, генератора и заканчивая биотуалетом. Немного личных вещей даже пришлось погрузить в кабину. Все пожитки доехали в целости и сохранности, кроме лёгких ковриков из пенки, которые сдуло где-то под Ростовом. Видимо, если поставить на пикап хороший кунг, то втроём можно отправляться куда угодно, пассажиру сзади даже прилечь можно. Если сложить багаж из всех пяти машин, то можно точно забить битком большой фургон.
Дорога до посёлка с внушающим оптимизм названием Веселовка составила почти 1600 километров. Времени на преодоление этой дистанции меньше всего потребовалось Алексею и Глебу на «Сахаре». Бывалые ребята осилили её за восемнадцать часов. Практически за то же время доехал экипаж Стаса на «Амароке». Мне на «Хайлендере» и Илье на «Туареге» потребовалось чуть более суток. Хоть у нас и были самые скоростные машины из всей пятёрки, мы ехали в паре, не торопясь, с обедами и ужином, а также с остановкой на ночёвку, так как ночью по Краснодарскому краю ползут в порт гружённые зерном грузовики, в простонародье «хомяки». Приходится совершать частые обгоны и даже объезжать по полю гигантскую пробку перед переездом. Дмитрий с сыновьями был вынужден ограничить скоростной режим. Их «Аутлендер» при скорости более ста километров сообщал о перегреве АКПП. Были предположения, что это из-за полного багажника, но, как оказалось позже, перегрев происходил из-за низкого уровня масла в коробке.
Местом встречи была выбрана прибрежная коса вблизи посёлка Веселовка в Темрюкском районе Краснодарского края. Отсюда удобно посетить богатый историческими местами Таманский полуостров, с которого, кстати, видно побережье Крыма. Разбив лагерь с видом на море, пару дней просто купались и наслаждались курортным настроением. Ветра здесь властно заявляют о могуществе стихии. Нам повезло, и погода была замечательной, но рассказывают, что в шторм даже автокемперы в море сдувает. Самостоятельным путешественникам рекомендуем брать с собой несколько крепких строительных мешков: надёжно крепить палатку на пляже можно просто к наполненным песком мешкам. Различные виды сервиса развиты только начиная от посёлка Витязево в сторону Сочи. Пляжи, улицы и гостиницы заполнены отдыхающими. Для меня отдых у моря не представляется возможным там, где с трудом хватает места присесть. Так что если ехать дикарём, то Тамань – наилучший вариант.
«Сахара» же преподнесла сюрприз в виде стуков в передней подвеске, которые ребята отметили ещё в Москве, а на бездорожье всё только усилилось… Хоть автомобиль и был обслужен перед поездкой, но, видимо, некими неквалифицированными мастерами-официалами. В целом потенциал у «Рэнга» хоть и легендарный, но не получилось у джипа преодолеть глубокий песок, в котором подсел мой «Хайлендер». Я, поиграв ручным переключением трансмиссии с заблокированной муфтой, сумел выехать, а у «Сахары» в этих же песках перегрелся автомат.
Кстати, есть возможность проехать вдоль побережья от Тамани до Анапы на внедорожнике, что мы и сделали на тестируемых автомобилях. Езда по побережью не представляет серьёзных препятствий даже для «Аутлендера» и «Тойоты», если, конечно, нет дождя, так как тут много грунтовых дорог по прибрежным холмам с изобилием крутых спусков и подъёмов. Используя возможность, погоняли по подсохшему грязевому озеру.
Выяснилось, что «Хайлендер» не даёт совершать глупостей даже с отключённой системой курсовой устойчивости. Видимо, если даже отключить всё что можно, автомобиль всё равно заботится о вас. Хоть эта особенность и не позволяет порезвиться, понимаешь, что всё-таки это разумно, ведь «Хайлендер» не гоночный болид, а серьёзный и солидный семейный автомобиль. Азартный водитель может вволю насладиться динамичной ездой за рулём «Туарега» и, как ни странно, «Амарока».
«Аутлендер» же не показал выдающихся результатов, дёрнуть его пришлось и из песка, и из грязи. В отличие от «Рэнга» и обоих «Фольксвагенов» «Хайлендер» и «Аутлендер» проигрывают в свесах и дорожном просвете, но всю внедорожную часть маршрута они прошли, правда, пришлось осторожничать.
Особенно внимательным приходилось быть в горах при посещении заповедника «Утриш», расположенного между посёлками Сукко и Малый Утриш. В центре заповедника есть дорога к морю и каменистый пляж, пригодный для проживания в палатке или автокемпере. Посещая заповедник, будьте внимательны и осторожны. Острые камни, подъёмы и спуски нам удалось преодолеть благодаря сухой погоде. В дождь некоторые участки дороги опасны, можно с лёгкостью свалиться в обрыв. Здесь лучше использовать систему помощи при спуске. Такие системы присутствуют во всех автомобилях из нашей пятёрки, но реально работают они только на «Туареге» и «Рэнге». В остальных машинах, видимо, они не адаптированы под преодоление горных перевалов. После Утриша идёт хорошая асфальтовая дорога, которая, петляя, открывает живописный вид на озеро и спускается к Абрау-Дюрсо.
Эти места, резко отличающиеся от всего побережья своей чистотой и красотой, стоит посетить любому автопутешественнику. Главной достопримечательностью этой местности является пресноводное озеро Абрау, самое большое в Краснодарском крае. По легенде, здесь был аул, и его гордые и высокомерные жители решили выложить дорогу к морю золотыми монетами, за что были прокляты богами, и аул ушёл под землю, а на его месте появилось большое озеро. Существует ещё одна легенда о происхождении озера Абрау. Влюблённые друг в друга бедный пастушок Дюрсо и красавица из обеспеченной семьи Абрау не могли быть вместе, так как родные девушки были против этого союза. Однажды в семье Абрау проходили пышные торжества, во время которых веселящиеся богачи начали раскидывать хлебные лепешки на глазах у бедных местных жителей. За такой низкий поступок Аллах наказал богачей и провалил под землю весь аул, на месте которого и образовалось невероятно красивое озеро. Когда Абрау вернулась домой от жениха, то на месте своего дома увидела озеро и в отчаянии бросилась вниз со скалы. Но, к счастью, она не утонула и дошла до противоположного берега к своему возлюбленному.
Сейчас, когда стоит хорошая погода и светит полная луна, местные жители утверждают, что на озере видны следы от ног красавицы, которые даже зимой замерзают в последнюю очередь. Но на самом деле это можно объяснить наличием тёплых подводных ключей, а также особенным воздействием ветра на этой территории. Посетив этот красивый посёлок, не забудьте отведать местного вина и шампанского. Дальше дорога почти не имеет съездов к морю и идёт вдоль побережья по серпантинам до самого Сочи и далее. Есть большая вероятность постоять в пробке, благо можно скоротать время, любуясь горными пейзажами.
Что касается расхода топлива, то самым прожорливым оказался «Хайлендер». «Тойота» расходовала по трассе минимум 13 литров, а в городском ритме все 18–20. Автомобиль большой и мощный, это понятно, но по современным показателям расход далеко не маленький. Следом шёл «Рэнглер Сахара» с дизельным мотором, который укладывался в 10–15 литров. Малыш «Аутлендер» потреблял 9–12, а рекордсмены по низкому расходу –«Туарег» и «Амарок» – 6–9 литров! На трассе рекомендуем заправляться на заправках только брендовых компаний, в большинстве случаев там имеется магазин, закусочная и туалет. Так можно избежать заправки некачественным топливом и ненужных остановок в пути.
За путешествие все пять автомобилей не доставляли никаких проблем, если не считать недолитое при обслуживании масло в АКПП «Мицубиси» и стуки в подвеске «Джипа». В горах, на высоте, однажды загорелся «чек» у «Туарега», но, видимо, это было от нехватки кислорода, так как позже он погас. «Тойота» показала свою надёжность, стабильность в любых дорожных условиях, лучший комфорт для всех пассажиров и вместительность. У «Хайлендера» самый удобный для путешествия салон, три ряда сидений, все с множеством регулировок, и, складываясь, они образуют ровный пол, что очень удобно, если нужно переночевать в автомобиле. Единственная претензия – к штатной навигационной системе, которая работает с большой погрешностью и имеет очень кривые и неподробные карты. «Амарок» с АКПП показал лёгкость в управлении и хорошую проходимость без надобности хитрить с режимами трансмиссии и прочих вспомогательных систем, стабильность на дороге и низкий расход бензина. Но вот путешествовать на «Амароке» удобно лишь вдвоём. «Туарег» немного напрягает своим адаптивным автоматом, который то позволяет автомобилю очень резко разогнаться, то, наоборот, как будто никуда не торопится. В целом у «Туарега» замечательный внедорожный потенциал и прекрасные ходовые качества на асфальте. На дольние расстояния комфортно в нём будет ехать только трём членам экипажа. «Аутлендер» – довольно просторный, лёгкий и вместительный автомобиль, но сложилось впечатление, что мотор немного слабоват, это особенно заметно на бездорожье. Автомобиль своей простотой и лёгкостью полюбился женской половине нашей экспедиции.
Путешествуйте на автомобиле чаще! Ведь, как показал наш тест-драйв, поездка на черноморское побережье довольно несложное путешествие, которое при грамотном использовании даже паркетного внедорожника может открыть доступ к интересным и красивым местам, доставить массу впечатлений от приятного отдыха в палатке с видом на море