Москва и область
Ваш регион Москва и область?
Да, верно Выбрать другой
Лидер подмосковного
джиппинга c 2007 года

Дикий запад священного озера Байкал

Дикий запад  священного озера  Байкал
25 апреля 2014

Для подготовки необычного тест-драйва UAZ Patriot, нашей команде удалось совершить небольшую экспедицию по побережью Байкала. Мы собирались пройти по маршруту Малое Голоустное – Булунчуки – Зоги – Куртун – Бугульдейка – Тажеранские степи (Еланцы) – Малое Море (МРС) – Черноруд – Сарма – Курма – Зама. Расстояния, по меркам трофи, очень большие, притом что времени на экспедицию очень мало.

…

Вначале мы прибыли на турбазу на берегу озера Байкал в селе Большое Голоустное, что в 125 км от Иркутска, причём по хорошему асфальту мы проехали только 35 км, а остальное по грейдеру. Собственно, эти 90 км и стали нашим первым внедорожным участком. 

 Свернув от Малого Голоустного, мы сразу же попали на весьма большой брод через реку Урунтин. Преодоление брода вселило надежду на интересный маршрут. В этой местности много различных развилок и дорожек для охотников, а также зимних лесовозных троп, поэтому, немного поиграв в лабиринт, мы всё-таки выбрались на нужную дорогу и прибыли в Булунчуки.

Деревня Булунчуки, как постоянное место жительства, была давно заброшена. Но в ней находилась учебная база охотников с одноимённым названием. Дальше дорога до Куртуна была очень похожа на привычное подмосковное трофи, этакая мечта «стандарта» — в основном неглубокая колейность, много луж, после дождя – распутица, мягкий жидкий грунт, спуски, подъёмы, промоины в гатях и мостиках через ручьи, объезды болотистых участков, в которых можно порезвиться, несколько бродиков. 

Сделав очередной поворот, обнаруживаем интересное место: два столба с множеством повязанных на них цветных ленточек. Местные жители называют такие сооружения «бурханами». Соглано обычаю, путник должен повязать ленточку на столб для задабривания духов. Останавливаемся и отдаем дань уважения местным традициям.

От Куртуна до Бугульдейки уже нет жидкого грунта, в основном дорога сделана из скальных пород, которые добывались прямо рядом с дорогой. Дорога сильно петляет и ведёт между двух гор, довольно красивых, и вдоль реки Бугульдейка. Речку дорога пересекает более десяти раз – в половине случаев можно проехать через брод, течение сильное, но глубина не больше колеса и дно каменистое. Почти везде есть также мостики, но состояние некоторых не внушает доверия.

   Последние восемь километров до Бугульдейки довольно хорошие, поэтому в скоростном режиме преодолеваем их и выезжаем снова к берегу Байкала, там хороший песок и можно немного порезвиться. 

…

На ночь остаёмся в Бугульдейке, благо одно весьма приличное место для ночлега всё-таки нашлось. Им оказалось имение Заречное – весьма уютная турбаза в стиле пионерлагеря.

Переночевав, прямо рядом с Бугульдейкой заехали на мраморный карьер, посмотрели скалу, из которой добывают мрамор. Довольно любопытное зрелище.

Далее, чтобы миновать асфальт и получить побольше впечатлений от видов озера, мы поворачиваем в лес и продолжаем движение вдоль побережья Байкала в сторону реки Анги. Давно не езжеными тропами мы пробрались в залив  около деревни Куяда. По дороге встретили очередной «бурхан», которых на протяжении дальнейшего маршрута встречалось достаточно много.

…

От деревни сразу начинался самый крутой подъём нашего маршрута – на высоту около 300 метров, причём каменистый и с несколькими поворотами. В итоге вышел отличный спецучасток нашего внедорожного маршрута, на котором можно испытать сцепные свойства резины и тяговитость моторов.

 После подъёма дорога вывела нас на летнее поселение Кужиртуй. Таких поселений довольно много, и, как нам показалось, летом здесь живут пастухи и заготавливают сено для скота. Затем через лесной массив мы выскочили к такой же условной деревушке Булык, после чего уже степным участком прошли в сторону мыса Крестовский. На сам мыс мы не выезжали, но вид на него был очень красивый.

Повернув от мыса и повязав очередные ленточки на «бурхане», мы прошли мимо деревень Озёра и Халл и, миновав гору Малан, вышли к одинокому дому, но с названием как у целого населённого пункта на карте – Бирхин. Около него мы опять выехали на берег, где даже искупались после долгой дороги.

…

Нашим следующим шагом был залив Бегул: 500м прямой береговой линии с двумя перепадами высот по 250м стоили пяти километров в объезд. Хорошенький участочек получился.

От залива Бегул мы выбрались к реке Анге, за которой начались Тажеранские степи – уникальная частица природы байкальского края. В этих местах, собственно, начинаются степи (в смысле отсутствия высокой растительности), но остаётся холмистый рельеф, и когда оказываешься на гребне очередного холма, перед тобой открываются потрясающие виды на Байкал и «низкорослые» горы.

По дороге от Бегула проезжаем деревню Усть-Анга. Далее, миновав поселение – ферму Ялга-Узур – и переехав по мосту речку Ангу, мы повернули к Нарин-Ялга и, немного не доехав до деревни, обнаружили наскальные рисунки на одной из скал недалеко от дороги. Под «дорогами» тут, в Тажеранских степях, понимается направление, несколько раз «проезженное» по одному и тому же следу. Состав почвы насыщен скальными породами, поэтому отсутствует проминание грунта под колёсами машины и следы остаются только на примятой траве.

 Осмотрев рисунки, мы двинулись дальше. Больше всего нас интересовали любые выезды к берегу озера, т. к. именно виды Байкала, по-нашему мнению, были наиболее впечатляющими. И мы не ошиблись. Сначала мы посетили залив Ая с одноимённой деревней в один дом и строящейся турбазой на десять домиков.

…
Один из множества бродов у нас на пути
…
…
…
Отметка 1000 м над уровнем моря
…
Один из диких заливов на озере

Следующим выездом оказался мыс Ая с видом на залив Ая. На этом мысу открывался вид сразу на 180 градусов, с очень красивыми берегами Байкала. Здесь мы отметились установкой флага Трофи-лайф. Кроме того мы обнаружили на мысу небольшую пещеру.

 Далее мы нашли съезд к берегу в очень уединённую бухту. Названия этой бухты на картах мы не отыскали, но поскольку поворот к ней начинался около круглогодичного населённого пункта Шаргай с одним домом и разрушенным коровником, то мы бухту назвали так же. О круглогодичности использования построек было легко догадаться по наличию печной трубы и дыма. 

Самым интересным был спуск к берегу, т. к. проходил он по склону с крутым обрывом, что добавляло нам приятных ощущений от этой части маршрута. Аналогично и подъём представлял собой интересный участок. Причём перепад высот на сравнительно небольшом расстоянии составлял 

более 250 метров, т. е. угол наклона был довольно крутым. Для справки можно отметить, что поверхность воды в Байкале находится на высоте 450 метров над уровнем моря.

Проехав Улан-Нур Новый, Улан-Нур и Осогор-Шулон, мы нашли ещё три спуска непосредственно к воде. 

Далее мы нашли гору рядом с летним поселением Нутгей напротив залива Тутай. На эту гору есть въезд, то есть еле заметный след от машины. Подъём умеренный, с одним небольшим резким уклоном, на который можно подняться без проблем. Подъём привёл нас на высоту 950 метров над уровнем моря. Преодолев остальные 50 метров пешком, мы оказались на самой высокой точке местности, откуда открывается вид на 360 градусов – на посёлок МРС, остров Ольхон и Тажеранские степи. Вид превосходный. На верхушке стоит геодезический треугольник, означающий высоту 1000 м. И действительно, все наши навигаторы и альтиметры показали точно тысячу.

…

Спустившись с горы и объехав её, мы нашли ещё два подъезда к берегам, никак не именованные, а потом выехали к заливу Тутай, где остались ночевать на турбазе, немного не доехав до посёлка МРС. На картах посёлок называется Сахюрта, но все местные называют его МРС, хотя объяснить расшифровку смогли только несколько человек. МРС – это аббревиатура от Маломорской речной станции. В этом посёлке заканчивается континентальная часть дороги от Иркутска через Баяндай и Еланцы, а в конце дороги паром на самый крупный остров Байкала — Ольхон. 

База, где мы ночевали, находилась на берегу залива Малое Море. Вода здесь прогревается сильнее всего, поэтому берег усыпан турбазами и именно здесь отдыхают жители региона, причём как на турбазах, так и дикарями. Примечательно, что сезон отдыха на Байкале длится всего 2–3 месяца: в июне только сходит лед, а в сентябре уже холодно.

Обсудив наше положение и планы на день, мы принимаем решение двигаться вдоль маломорского побережья через ущелья Сарма, Курма в сторону Замы. 

…

Погода в этот день была дождливой, а дорога – старый грейдер. До Сармы, а это название и ущелья с долиной реки, и самой реки, и деревни на месте устья реки, мы добрались быстро, т. к. здесь также находится большой «оазис» турбаз.

Далее от Сармы до Курмы уже начался просто степной скальник. Скорость движения упала до 20 км/ч, и, преодолев четыре брода и добравшись до Курмы, мы поняли, что сегодня в разумные и приемлемые сроки не доберёмся до Замы, хотя там нам обещали сказочные виды Байкала. 

Пройдя половину маршрута до Замы, мы прибыли в «позную», где, откушав бурятского национального блюда, которое называется позы и очень напоминает манты, мы достали карту и принялись решать, что делать дальше. Ещё немного прокатившись в сторону Замы и убедившись в отсутствии ускорения в этом направлении (дорога так и оставалась каменной), мы развернулись и легли на обратный курс, т. к. время, отведённое для нашей экспедиции, подходило к концу. 

…
…

Интересно, что на пути от Сармы до Курмы и далее на побережье было довольно много отдыхающих, несмотря на плохую погоду. Разнообразие же используемого походного оборудования поражало даже искушённого туриста: от старых советских брезентовых «домиков», накрытых сверху полиэтиленом, до кемпинговых палаток чуть ли не в два этажа. Причём современного оборудования, конечно, было больше, и количеству видов палаток, шатров, кухонь и т.п. мог бы позавидовать любой крупный туристический супермаркет в Москве.

…
…
…

На обратном пути, заправившись на развилке у села Черноруд, мы проехали через само село, которое оказалось довольно большим по местным меркам. Проехав деревню, мы попали в очень красивые долины между горами с приятными пологими склонами. Преодолев третий перевал, мы нашли неплохой скоростной степной участок параллельно основной дороге Еланцы – МРС, но на некотором удалении от неё. Этот маршрут вёл через пять солёных озёр, которые также характерны для Тажеранских степей. Таким образом, и на финальном участке мы нашли что-то интересное и необычное в этих местах.

…
…
Прибайкально изобилует символизмом
…
Соленые озера в Тажеранских степях — частое явление
…
Трасса — мечта стандарта

Получилось неплохое завершение весьма насыщенного и довольно красочного маршрута по западному побережью озера Байкал. В итоге за три дня мы прошли маршрут (с началом и окончанием в Иркутске) протяжённостью в 750 км, из которых почти 500 км – бездорожье различных видов, от грейдера и лесного просёлка до степного скальника и каменистых подъёмов в горы.

Завершили мы нашу экспедицию полные новых впечатлений и решимости вновь вернуться в эти красивые и волшебные места.

…

Возврат к списку

Комментарии

Комментариев пока нет
г. Москва,
Днепропетровский проезд, д.5
(Варшавка, м.Южная)
АвтоТехЦентр, 4-й этаж.
ООО "Трофи-лайф"
Россия Москва 117545 Днепропетровский проезд, д.5
+7 (495) 649-65-79 +7 (929) 670-93-56 info@trophy-life.ru