Ситуация, когда ваш внедорожник застрял и вытащить его можно лишь с помощью другого автомобиля или трактора, знакома каждому автовладельцу, а особенно владельцу внедорожника, используемого по прямому назначению. В этой статье мы расскажем, каким тросом можно безопасно вырвать ваш автомобиль из плена бездорожья и почему нельзя использовать обычные буксировочные тросы в таких ситуациях.
Рывковый или, как его ещё называют, динамический трос – важный атрибут в борьбе с бездорожьем при извлечении застрявшего автомобиля другим транспортным средством. Такой трос должен лежать в каждом внедорожнике, которому приходится съезжать с асфальта. Почему нельзя использовать в качестве рывкового троса буксировочный и, наоборот, рывковый в качестве буксировочного? В чём же их главные особенности и различия?
Секрет кроется в одновременно прочном и эластичном материале, из которого изготавливают рывковый трос и особого способа плетения, позволяющего тросу мягко передавать кинетическую энергию, проще говоря – тот самый рывок.
Рывковые тросы изготавливаются из высокоэластичного нейлона, плетёные слои не сшиваются (в отличие от буксировочного троса) между собой, а свободно переплетены, что позволяет тросу растягиваться и сжиматься. Т.е. трос рывковый может «двигаться», изменять свою длину, о чём и говорит его второе название – трос динамический. Буксировочный трос свою длину при нагрузке не изменяет и является жёстким тросом, при его изготовлении часто не используют крепкие, эластичные материалы.
Как это работает на практике? Если ваш автомобиль «качественно» засел в болоте или глубокой колее, прилип в раскисшем весеннем поле, то обычный буксировочный трос, купленный в магазине автозапчастей, вряд-ли поможет, так как для вызволения вас потребуется хорошенечко дёрнуть. Усилия на трос при выдёргивании засевшего автомобиля вырастают в разы! Представьте, что вам приходится пытаться сдёрнуть с места гружёную тележку, у которой нет колёс. Обычный трос, каким бы крепким он ни казался, постоянно будет рваться либо отрывать буксировочные проушины ваших автомобилей (при использовании металлического или крепкого грузового буксировочного троса), которые стопроцентно постараются сокрушительно прилететь в один из двух автомобилей и причинить существенные повреждения в виде вмятин и разбитых стёкол.
Специально предназначенный для таких ситуаций нейлоновый рывковый трос не имеет стальных крючков, у него обшитые материалом или кожзаменителем петли, которые надёжно закрепляются к проушинам шаклами (соединительными скобами). Эластичный и крепкий рывковый трос при нагрузке значительно растягивается и при достижении максимального натяжения начинает мягко и быстро сжиматься в обратную сторону. Используя этот эффект «жгута на рогатке» правильно, можно с лёгкостью выдернуть застрявший тяжёлый автомобиль даже более лёгким!
Действуя при использовании рывкового троса, не пытайтесь сразу, с ходу рвать, слегка натяните трос и покачайте застрявший автомобиль. Лишь после этого, сдав назад и ослабив натяжение, можно смело разгоняться вперёд, но до определённого момента – момента максимального натяжения троса! Его важно не упустить и остановить свой автомобиль, часто достаточно просто сбросить газ. Трос сожмётся и выдернет за собой застрявший внедорожник.
Усилия на трос при выдёргивании засевшего автомобиля вырастают в разы! Представьте, вам приходится сдёрнуть с места гружёную тележку, у которой нет колёс.
Использовать динамический трос в качестве буксировочного не рекомендуется из-за его свойства растягиваться и сжиматься, а также из-за его длины, в среднем в два раза превышающей длину буксировочного троса. Если всё же придётся буксировать рывковым тросом, то его рекомендуется складывать вдвое, он станет жёстче, и длина троса будет соответствовать указанной в ПДД.
Применять в качестве рывкового троса канаты и стропы от парашюта неоправданно и небезопасно. Канат в агрессивной среде быстро теряет свою крепость и значительнее быстрее портится, перетираясь о ветки и железо. Парашютная стропа вообще не подойдёт, так как рассчитана работать по-другому, в команде из многих строп в составе парашюта, и на бездорожье не принесёт желаемого результата.
Представленные на рынке динамические тросы от различных производителей классифицируются по усилию на разрыв в тоннах, то есть позволяют выбрать трос для тяжёлых и лёгких внедорожников и даже грузовиков. Выбирать стоит так, чтобы усилие на разрыв в два раза превышало вес вашего автомобиля. Продаются тросы в специальных сумочках, но не у многих сумка действительно качественная и удобная. Также тросы разных брендов имеют свои характеры и показатели по длине растягивания и возвращения к обычным размерам. От этих показателей зависят мягкость и сила работы троса. При покупке троса советуем сразу приобрести пару шаклов, по размеру подходящих под проушины вашего транспортного средства.