
С первого номера нашего журнала мы начали цикл статей про джиперский арсенал, правила и особенности использования различного внедорожного оборудования для решения задач движения по бездорожью. Однако, по словам наших читателей, не хватает заглавной статьи про общий список оборудования, так сказать от А до Я. И вот в этом номере мы решили восполнить этот пробел и приводим весь список снаряжения для оффроуда.
Во многих местах можно встретить «минимальные наборы», но наш журнал решил пойти дальше и приготовил полный список снаряжения!
Начнем мы список с минимально необходимых и универсальных автомобильных вещей, и будем расширять его по степени усложнения оборудования и специфичности его использования. Использование снаряжения, запасных частей или ремнаборов может потребоваться не только вам и вашим спутникам по путешествию, и ваша запасливость и предусмотрительность помогут быстрее продолжить ваше совместное путешествие.
1. Трос буксировочный | Как это ни банально, но этот трос может потребоваться, если случится что-то непредвиденное и потребуется эвакуировать вашу машину или машину другого участника. В случае буксировки рывковый трос не подойдет, т.к. эффект его «растяжения» будет помехой и он будет интенсивно стираться при попадании на асфальт. |
2. Провода для прикуривания | В машинах, съезжающих на бездорожье и, тем более, оборудованных лебедками, есть вероятность разрядить аккумулятор полностью из-за долгого лебежения и, в случае остановки двигателя, повторный запуск будет затруднен. Также, даже если у вас нет лебедки, при попадании воды на генератор, вследствие преодоления брода или глубокой лужи, генератор может намокнуть и временно выйти из строя. При остановке двигателя может не хватить заряда. Провода для прикуривания быстро помогут решить возникшую проблему |
3. Ремнабор бескамерной резины | Шинный напильник, ухват для жгута, жгуты с клеем. Продается в обычных автомагазинах. Будет очень полезен для мелкого ремонта, т.к. на бездорожье высока вероятность встречи с ветками, или мусором вблизи населенных пунктов. |
4. Запасная камера | Запасная камера размера соответствующего вашему колесу. Движение по бездорожью на приспущенной резине с камерой нежелательно, т.к. при провороте диска внутри покрышки ниппель с камеры будет срезан. Но в критической ситуации при сильном повреждении покрышки, установка камеры может помочь добраться до асфальта. |
5. «Бум-мешок» | В дополнение к ремнабору колес искушенным любителям оффроуда можно посоветовать иметь с собой так называемый «бум-мешок» для ремонта разбортированного колеса в полевых условиях. Он состоит из эфира «быстрый старт», газового баллончика, горелки, стяжки с храповым механизмом для ремонта двухстороннего разборта. А если это дополнить скотчем, изолентой и мотком провода, то получится дополнительный набор средств для мелкого ремонта машины |
6. Набор инструментов | Замыкает список универсального оборудования собственно набор инструмента среднего или большего размера, т.к. необходимость мелкого ремонта на бездорожье, это скорее штатная ситуация, чем случайность. |
7. Ремнабор ниппелей | Золотник можно случайно потерять при стравливании колес методом его выкручивания. Тогда понадобится ремнабор ниппелей с золотниками и инструментом для установки ниппелей в диск. Это маленькая и очень недорогая коробочка, продается в обычных автомагазинах. |
8. Запасные ниппеля | Длинные или короткие, в зависимости от используемых у вас При движении по лесу с поваленными деревьями или кустами, есть вероятность веткой срезать ниппель, т.к. колесо вращается и ветка может сработать как фреза. |
9. Компрессор |
Один из самых важных инструментов для внедорожника, т.к. снижение давления одно из основных средств покорения бездорожья. А после этого давление надо будет восстановить при выезде на асфальт; а при длительном путешествии давление в колесах надо поддерживать на заданном уровне. С помощью хорошего мощного компрессора можно и забортировать колесо. Хорошие компрессоры также экипируются манометром, и его можно использовать для контроля давления. Мощные компрессоры выдают 70 и более литров в минуту. |
10. Манометр |
Манометр также важный джиперский аксессуар, т.к. позволяет быстро и удобно произвести контроль давления, как при снижении при съезде на бездорожье, так и в процессе езды. В случае его отсутствия можно пользоваться манометром компрессора |
11. Дефлятор для снижения давления |
Специальное приспособление для снижения давления и одновременного его контроля. Есть несложной конструкции, типа Беркута, а есть и «фельдиперсовый» ARB |
12. Колпачки «самосдувы» |
Приспособление, которое накручивается на ниппеля и, благодаря особой конструкции с регулируемой пружиной, обеспечивают снижения давления до заданного уровня. Первоначально необходимо их настроить, после чего они обеспечивают заданный уровень давления. Удобный аксессуар для первоначального снижения давления, т.к. регулировать другие незаданные уровни с ним не получится. Они достаточно медленно производят спуск при значении давления близкому к заданному, но имеют преимущество, т.к. устанавливаются на все 4 колеса одновременно |
13. Колпачки ниппелей с отвертками |
Колпачки ниппелей с отвертками для выкручивания золотников помогут быстро спустить давление, а также пригодятся при случайной потере колпачка |
14. Трос рывковый или динамический |
Главный внедорожный элемент снаряжения. Отличается от буксировочных тросов особым плетением, позволяющим тросу растягиваться на 20% и поглощать резкий рывок при выдергивании, а при сжатии мягко выдергивать застрявший автомобиль. Подробно про рывковый трос см. в №1 за 2014 год. В сложном путешествии должно быть с собой минимум два троса |
15. Лопата |
Обязательный инструмент для внедорожных путешествий, т.к. позволяет, хоть и с большими временными и физическими затратами решить множество внедорожных задач |
16. Шаклы |
Шаклы или соединительные скобы будут важным дополнением к тросам, позволяя соединять петли троса с проушинами машины, блока лебедки и т.п. Шакл – это скорее расходник, т.к. при случайном падении в грязь или снег, особенно открученного пальца найти его будет сложно, поэтому необходимо иметь минимум три, а лучше больше. |
17. Топор |
Также окажет содействие в устранении поваленного дерева, торчащей ветки или при подготовке материала для подкладки под колеса и т.п. |
18. Бензопила |
Бензопила, масло «двухтактное», масло цепное, запасные цепи, круглый напильник для заточки цепи «в поле» - обязательные атрибуты достаточно серьезной внедорожной вылазки |
19. Сэнд-траки |
Являются частым атрибутом внедорожного снаряжения, но имеют весьма узкий диапазон применения, по сравнению с другими приспособлениями. В тоже время в ряде ситуаций будут незаменимы: и под колеса подложить, и через ручей переехать. Бывают алюминиевые, пластиковые, гибкие и композитные. Их использование и правила выбора достойны отдельной статьи |
20. Канистры для топлива |
Малая для бензопилы, большая для резервного топлива и еще одна — для воды. Вода пригодится для питья, мытья рук или залива в радиатор, если тосол «закипит». Канистры классические железные в путешествиях имеют сложность в креплении и могут давать течь. Есть специальные пластиковые канистры, весьма компактные и со специальными креплениями для быстрого съема |
21. Умывальник-насадка |
Для бутылки или для канистры будет удобен в путешествии. Зачастую вода берется в путешествие в обычных пятилитровых баклашках и удобный умывальник будет кстати |
22. Ремнабор для хайджека |
Для долгого путешествия, где придется часто пользоваться джеком будет необходим, если произойдет поломка механических частей «машинки» джека |
23. Лифт-мэйт |
Специальная насадка на «клюв» хай-джека для подъема за колесный диск. Может пригодиться для подъема колеса, чтобы его забортировать или подложить под него сэндтраки в болоте или колее. Роль сэнд-траков могут выполнить и подручные средства – бревна, доски и т.п. Интересно отметить, что лифт-мэйт бывает оригинальным американским — желтого цвета, со сшитыми между собой ремнями с крюками и, так называемый «тюнинговый» — оранжевый, у которого особая «двойная» конструкция с саморегулировкой длины ремней, т.к. часто отверстия колесных дисков находятся на разной высоте |
24. Подставка под джек |
«Пиноккио» — оригинальная красная пластиковая «base» или «буратино» из подручных средств. Будет важным помощником при работе с джеком на мягком грунте, болотистой местности или песке, т.к. «пятка» самого джека весьма мала |
25. Хайджек |
Один из главный инструментов для покорения бездорожья. Он поможет при ремонте колеса, поднять машину, извлечь ее из колеи. Им можно тянуть, сжимать или растягивать. Универсальный инструмент — обязательный джиперский причиндал. |
26. Рация переносная |
Полезная вещь при движении в колонне, состоящей даже из двух машин. Удобна стационарная рация, но и портативная будет не лишним помощником для связи со штурманом, или с другим экипажем. Наиболее часто используемый диапазон – 27 МГц, так называемый CB («Си-Би»). Также распространены УКВ-станции (UHV/VHF) |
27. Бампер-лифт |
Приспособление для подъема джеком за любую металлическую часть бампера или проушины машины |
28. Набор для использования Хайджека в качестве лебедки |
Дополнительно потребуется либо 5 метров цепи, либо трос с петлями или узлами, за которые можно перецеплять цепи с крюками |
29. Эйр-джек |
Интересное приспособление, довольно простое в конструкции и полезное в ряде внедорожных ситуаций. В комплект лучше доложить еще один-два прочных коврика для укрытия резинового покрытия мешка от воздействия механических частей машины |
30. Смазка WD40 |
Будет крайне необходима для работы с хайджеком, т.к. механические трущиеся детали при попадании даже очень малого количества грязи или песка будут создавать серьезные препятствия для работы с ним. Смазкой можно легко их устранить |
31. Лебедка |
Стационарная лебедка – это вопрос тюнинга, но если машина заранее не оборудована лебедкой в бампере или съемной на салазках, то есть возможность установки лебедки на цепях. При этом лебедка одевается на специальный «бандаж», к которому крепятся цепи с крюками, а те в свою очередь уже цепляются за буксировочные проушины машины. Провода довольно быстро подключаются напрямую к АКБ |
32. Блок усиления |
Приспособление для увеличения тягового усилия лебедки в два раза. В дальние сложные экспедиции лучше иметь два блока |
33. Плотные перчатки |
Для работы с металлическим тросом – важный элемент предотвращения повреждения рук |
34. Корозащитная стропа |
Корозащитная стропа, или как вариант названия – шлея – обязательный атрибут для лебедки. Кроме защиты коры дерева от повреждения тросом, она также защищает трос от застревания в коре. Кроме того стропа будет необходима при использовании блока усиления. |
35. Гаситель троса |
Немаловажное приспособление для уменьшения радиуса разлета при разрыве металлического троса. Представляет собой любой предмет, весом около 1 кг, который устанавливается посередине троса. Есть специальные «майки», но можно сделать из подручных средств, например использовать телогрейку и т.п. |
36. Удлинитель для лебедки |
Можно использовать любые тросы, начиная от специального мотка троса, например «кевлара», заплетенного по краям в петли, заканчивая снятыми использованными металлическими тросами. Снятый трос «в запас» необходимо законцевать на второй стороне |
37. Якорь-плуг |
Несложное, но очень полезное приспособление для использования с лебедкой при отсутствии объектов за которые можно лебедиться, или неудачном их расположении |
38. Фонари |
Фонарь налобный и переносной. Запасные батарейки к ним |
39. Репелленты |
Репелленты по сезону и спортивная аптечка |
40. Перчатки простые |
Перчатки простые, «обливные» в большом количестве, т.к. при намокании будут неудобны |
41. Сапоги резиновые |
Сапоги резиновые обычные — для умеренного бездорожья |
42. Сапоги-бахилы |
Сапоги-бахилы (ОЗК), одеваются поверх одежды и обуви. Немного неудобны при вождении, хотя это дело привычки, но удобны в использовании — универсальны, одеваются быстро, легко снимаются, занимают мало места, гигиеничны. |
43. Сапоги болотники |
Сапоги болотники — для серьезного бездорожья |
44. Забродники |
Забродники «вейдерсы» — полезны для промеров глубин бродов или движения в спортивном режиме |
45. Полевая кухня |
Маленькая газовая плитка, кастрюля, стол, стул, посуда, тушенка, полуфабрикаты и т.п. помогут передохнуть и подкрепиться при затягивании процесса покорения бездорожья. А ведь он почти всегда затягивается |
46. Сухпай |
Весьма полезный атрибут, даже начинающего джиппера, т.к. бездорожье всегда занимает больше запланированного времени, а своевременное подкрепление едой будет существенной помощью |
47. Второй ключ от машины |
Ну и в заключение скажу: имеет смысл иметь второй ключ от машины, повесить его на шею, т.к. это будет талисманом от потери основного ключа. Такие ситуации хоть и крайне редки, но максимальны неудобны |