В ПРОШЛОМ НОМЕРЕ МЫ С ВАМИ ПОДБИРАЛИ ЛЕБЁДКИ ДЛЯ ВНЕДОРОЖНИКА. НО ВОТ ЛЕБЁДКА УСТАНОВЛЕНА, И ХОЧЕТСЯ НЕМЕДЛЕННО ОПРОБОВАТЬ ЕЁ, ОТПРАВИТЬСЯ В САМЫЕ ТРУДНОПРОХОДИМЫЕ МЕСТА ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ. ОДНАКО ПЕРЕД ТЕМ КАК ОТПРАВИТЬСЯ В ПУТЬ, ДАВАЙТЕ ПРОВЕРИМ, НАСКОЛЬКО ХОРОШО МЫ С ВАМИ ПОДГОТОВИЛИСЬ
Прежде всего проверьте работу лебёдки на асфальте: процедуру приведения лебёдки в рабочее положение, качество выполненных работ по её установке. Включите «плюс» (если установлен) на лебёдку, достаньте пульты – проводной и дистанционный, если таковой имеется. Всё необходимо опробовать. Для достоверного тестирования нужно с помощью проводного пульта размотать и смотать трос, вытянув пару метров. При любой работе с тросом лебёдки используйте специальные плотные перчатки. Если размотка и сматывание прошли без скрежета, замираний и заклиниваний, можно разматывать трос полностью. Поставьте редуктор лебёдки в нейтральное положение и вытягивайте трос руками, оставив намотанным на барабан один ряд витка. Важно, чтобы трос разматывался легко, так работать с лебёдкой быстрее, да и в нужный момент сэкономит драгоценное электричество. После размотки сразу включите редуктор лебёдки в рабочее положение. Длина размотанного троса должна быть порядка двадцати пяти метров.
Теперь прикрепите к крючку размотанного троса, например запаску или что-то тяжелое. Чем больше — тем лучше. Оставьте машину на ручном тормозе, запустите двигатель и начинайте сматывать трос с помощью пульта дистанционного управления, чтобы проверить его работу и состояние батареек. Также обязательно запаситесь комплектом запасных батареек. Обратите внимание на напряжение, которое должно незначительно просесть при работе лебёдки без нагрузки, запаска не является серьёзной нагрузкой. Понаблюдайте, как наматывается трос. Если трос укладывается неровно, то это можно сделать руками, но держать их нужно как можно дальше от бампера, чтобы избежать серьёзных травм. Лебёдка не останавливается сразу и по инерции может затянуть руку в клюз. Работа с лебёдкой не терпит суеты. Помните, что при неправильном использовании она может превратиться из средства спасения в травмоопасный источник как для экипажа, так и для автомобиля. Хоть и редко, но бывают ситуации, когда при лебежении отрываются мосты, автомобили переворачиваются. Не забывайте использовать «тросогаситель», как специальный, так и его аналоги, например шланг или бушлат.
Обязательно проверьте снаряжение: перчатки, пульты, батарейки, корозащитку, гаситель троса, блок. Если всё на месте, можно смело отправляться на внедорожные испытания. Чтобы обеспечить себе эвакуацию из практически любого бездорожья, дополнительно к вышеуказанному возьмите: лопату, якорь для лебёдки, трос-удлинитель лебёдки, реечный домкрат и подставку под него.
Обладая таким мощным инструментом, как лебёдка, вы будете чувствовать себя гораздо увереннее.
Если машина застряла, очень важно понять глубину препятствия. Если засада серьёзная, то трос лебёдки стоит размотать заранее. Это избавит вас от поиска зацепленного за буксировочную проушину крюка лебёдки в воде и грязи. Как и куда лебедиться, зависит от ситуации и положения, в котором застрял ваш внедорожник, а также от намеченного курса дальнейшего движения. Поэтому лучше заранее размотать трос и аккуратно, на невысокой скорости заезжать на сложный участок, пока внедорожник не застрянет, примерно прикидывая, в каком месте это может произойти и какой план действий предпринимать дальше.
Если участок с глубокой колеёй небольшой, а сама колея выше клиренса вашего внедорожника, то можно лебедиться прямо по ней, немного помогая колёсами. В местах, где машина выходит из засады, можно задействовать помощь штурмана, который будет отцеплять трос и выбирать его по мере продвижения, следя за тем, чтобы машина не переехала трос и он не намотался на мост.
В болотистой местности и на зыбком грунте можно осторожно лебедиться за кустарник и молодые деревья. Обвяжите как можно больше основных веток корозащиткой или используйте якорь. Помните: чтобы выбраться на твёрдый грунт в намеченном направлении, как в колее, так и на топком, скользком грунте, избегайте пробуксовки колёс и лишь слегка помогайте движению, осторожно нажимая на педаль газа. Педали сцепления на механической коробке лучше не касаться. В автомобилях с автоматической коробкой используйте пониженную передачу.
Для выхода из колеи можно использовать лебежение вбок или вверх, укрепившись на высокой точке. Если колея становится глубже и ехать по ней невозможно, используйте лебёдку. Для этого подготовьте края колеи перед автомобилем лопатой, чтобы направить передние колёса сразу на выезд. Убедитесь в возможности объезда и внимательно следите за колёсами – есть опасность упереться боком колеса в колею и разбортироваться. Не лебедитесь вбок под крутым углом, есть высокая вероятность порвать трос или разбортироваться. Следите за тем, как наматывается трос, боковое усилие наматывает его на одну сторону, что грозит повреждением и лебёдки, и троса. Если колея не позволяет подготовить место для плавного выезда, то можно выехать из колеи, закрепив трос за стоящее рядом с дорогой большое дерево, на высоте 2,5–3 метра от земли. Потребуется помощь штурмана или умение лазить по деревьям. Таким образом, лебедясь, вы поднимаете перед автомобиля над колейностью и направляете его на выезд. Но это сложный способ, зачастую проще и быстрее все-таки подкопать выезд.
Нужно тщательно выбирать точки приложения усилия – куда, как и за что крепить трос для лебежения.
Если тягового усилия лебёдки не хватает, его можно увеличить с помощью блока. Обычно для извлечения внедорожника из тяжёлых пампасов хватает одного блока. Но если этого недостаточно, можно использовать схему из двух и более блоков. Каждый блок увеличивает усилие в два раза. При использовании блока скорость лебёдки пропорционально понизится, и тянуть она будет медленнее, но сильнее.
Запомните следующее:
1. Лебёдка тянет на полную мощность только тогда, когда трос размотан максимально, но оставлять следует не менее половины одного ряда витков на барабане.
2. Не винчеваться под большим углом
в сторону и не допускать намотки троса на одну сторону барабана во избежание повреждения троса и лебёдки.
3. Во избежание возгорания и перегрева лебёдки при большой нагрузке давайте лебёдке остыть и уж тем более прекратите лебежение, если лебёдка не справляется с нагрузкой, устраните преграды и используйте блок.
4. При долгом лебежении не забывайте сделать перекур для аккумулятора, ему тоже необходимо подзаряжаться, так как лебёдка долго потребляет очень большой ток и может вовсе разрядить АКБ.
5. Всегда используйте корозащитную стропу, даже если лебедитесь за пни, камни и т.п.
6. Заранее разматывайте трос лебёдки перед серьёзным препятствием.
7. Соблюдайте технику безопасности, берегите себя и свой автомобиль