Зима в России – это красивое время года. Красивое и экстремальное! Кто-то считает, что зимой по бездорожью ездить не стоит по разным причинам, но это дело вкуса, и эта статья прежде всего для активных джиперов, тех, кто зимой по бездорожью ездить не боится или только собирается поехать. В Интернете есть масса роликов про провалившиеся под лёд машины, в том числе и внедорожники, трактора, автомобили, застрявшие на зимниках, и прочие ужасы, от которых у многих стынет кровь. Но прошу заметить, что большинство происшествий, особенно с провалившимися под лёд машинами, происходят от глупости и пренебрежения техникой безопасности, а последствия осложняются паникой и незнанием того, что же нужно быстро сделать. Конечно, в средней полосе не всё так экстремально, как за полярным кругом, но ситуация, когда застрявший автомобиль может стать большой проблемой для экипажа, вполне может случиться с каждым, а экстремальная окружающая среда может быстро сделать всё вокруг некомфортным.
Итак, собираемся зимой в лес и на бездорожье.
Первое, о чём стоит помнить: чтобы получить удовольствие от зимних поездок и путешествий, нужно в два раза тщательнее готовить автомобиль и необходимый ЗИП для авто. Иметь качественное, уже опробованное оборудование – стропы, удлинители, хайджек, лопату и, что очень желательно, лебёдку. Лопату стоит иметь не снежную и тем более не сборную, а хорошую длинную штыковую, с длинной ручкой. Особенно удобны лопаты с удобной ручкой-захватом, из пластика. Для экипажа – хорошую одежду. Важно и умение слаженно и быстро всем этим оборудованием пользоваться и быстро принимать решения. Также необходимо брать с собой полный комплект сменной одежды и обуви. Одежда должна надеваться на хорошее термобельё, быть одновременно тёплой, непромокаемей и дышащей – как у сноубордистов. Рукава и штанины должны защищать от попадания снега под одежду. В средней полосе крайне нелишним будет иметь в комплекте высокие сапоги с тёплыми вставками.
Следует избегать неизвестных мест, тех, где глубина водоёма неизвестна либо не позволит проехать вашему внедорожнику, окажись он в воде
Перчатки и шапка также должны быть удобными, тёплыми и непромокаемыми. Сложность заключается в том, что, возможно, вам придётся часто выходить из тёплого автомобиля, работать лопатой, цеплять трос и т. д. Главное – чтобы при возвращении в тёплую кабину растаявший на штанах и ботинках снег не сделал ноги внутри ботинок мокрыми. Как только ваши ноги намокнут, сразу станет холодно и некомфортно. Внутри автомобиля тепло, поэтому, возвращаясь с улицы, отряхивайте снег и старайтесь снять лишнюю верхнюю одежду, чтобы не потеть. Обязательно берите воду, термос с чаем и что-нибудь перекусить, к примеру шоколад. Перчатки и шапку можно просушивать и согревать на воздуховодах печки – так, выходя на улицу, надев нагретую вещь, не только согреваешься, но и работать на морозе гораздо приятнее. В сильные морозы рекомендуется отдавать предпочтение многослойной одежде. Помните, что шерстяные вещи, особенно носки, правильно надевать на голое тело. Кроме того, снег скрывает рельеф и неровности, к тому же сильно утомляет глаза, поэтому рекомендую использовать солнцезащитные очки.
Убирай-те лишний снег из-под днища машины — в основном именно плотный снег держит машину
Уборка льда, ломающаяся на множество кусков, которые, собираясь в кучу, образуют очень твЄрдую массу, и внедорожник на ней просто повисает
Утеплив себя, не забывайте про автомобиль. Мотор лучше укрыть специальной накидкой, и совсем не лишним будет иметь в машине, особенно в большей степени экспедиционной, автономный отопитель. Поверьте, вещь очень нужная и простаивать без дела, как, к примеру, задняя лебёдка, точно не будет. Все уплотнители на дверях должны быть целыми и без трещин, замки и ручки – смазаны специальной морозостойкой смазкой. Двигатель должен уверенно заводиться и работать на холостых оборотах, особенно карбюраторные моторы, а в дизель перед заправкой лучше всего залить антигель.
Можно покачать автомобиль вперёд-назад, постепенно наминая снег под колёсами спереди и сзади, увеличивая расстояния для плавного разгона
Очень часто возникает вопрос: на какой резине лучше ездить зимой? Бытует мнение, что МТ и ХТ зимою по целине едет лучше, но на самом деле это не так. Движение автомобиля по снегу очень похоже на движение по песку, с поправкой на то, что снег очень зависит от температуры. Как известно, по песку лучше всего едет «атешка» и обычная резина класса SUV. Так вот, на собственной практике и опыте я убедился, что зимою безопаснее ездить на зимней резине без агрессивного протектора. Шипы на проходимость как-то особенно не влияют, но зато точно сделают езду на тяжёлом внедорожнике более безопасной и комфортной на обледенелой дороге. Самый главный рецепт точно такой же, как и в песке – хорошенько стравить колёса! Сейчас на рынке представлено большое количество различной зимней резины размерами 33–35 и более, так что опасаться за клиренс совершенно не стоит.
Большие льдины лучше уберите, иначе рискуете серьёзно повредить свой внедорожник — лёд часто бывает прочнее металла
Снег в начале зимы, в первые морозы обычно у земли не имеет толстого плотного слоя, а сверху и вовсе лёгкий и воздушный. По такому снегу ехать легко любому внедорожнику, даже если сугробы достигают метровой толщины. В течение зимы снег выпадает несколько раз, а перепады температур образуют слои плотного и рыхлого снега. И вот тут самое главное – стравить давление в шинах так, чтобы хорошенько сплющить резину – так машина будет правильно наминать снег и меньше проваливаться, а соответственно, автомобилю будет проще ехать. Попробуйте пройти по глубокому снегу пешком, а потом на лыжах – с машиной происходит то же самое. Но! Слишком глубокий снег, особенно в перемётах, начинает скапливаться перед автомобилем и его передней частью. Если температура и влажность такие, что снег налипает на машину и плотно прессуется перед ней, то важно заметить: когда снега перед бампером станет очень много, нужно вовремя отъехать назад и с помощью лопаты убрать образовавшуюся горку на вашем пути, потом плавно продолжить путь. Желательно для езды по глубокому снегу использовать вторую и третью пониженную передачу, АКПП переводить в ручной режим управления. Поворачивать стоит плавно, без резких углов и желательно в местах с наименьшей толщиной наста. При наличии блокировок и прямого пути, без поворотов, включайте блокировки, так будет легче преодолевать неровности под снегом. Если снег, обычно в сильный мороз, не слипается, то перемёты и собравшийся перед капотом снег можно преодолевать ходом, но помните, что стоит избегать пробуксовок и, если требуется, плавно отъезжать назад для плавного разгона.
Путешествия и покатушки на внедорожниках зимой очень интересны и принесут много удовольствия, если хорошо подготовиться и не пренебрегать правилами безопасности
Если всё-таки автомобиль подсел, то попробуйте плавно, без пробуксовки как бы покачать автомобиль вперёд-назад, постепенно наминая снег под колёсами спереди и сзади, увеличивая расстояния для плавного разгона. Здесь очень удобно поиграть передачами, выключив пониженную передачу в РК как на механической трансмиссии, так и на автоматической с возможностью ручного выбора передачи. Наминать снег и плавно разгоняться стоит только с прямо расположенными колёсами, так машине будет легче. В том случае, если внедорожник начинает буксовать, выходите и убирайте лишний снег из-под днища машины – в основном именно плотный снег держит машину за всё, что находится снизу, – мосты, тяги, защиту и т. д. Именно для этого и нужна лопата с длинной ручкой, так как зачастую достаточно этот плотный снег просто разрыхлить. Откопать любой внедорожник вполне по силам взрослому мужчине, затратив на это не более 15 минут – проверено неоднократно. Будьте особенно внимательны и осторожны, так как под снегом может таиться множество опасностей, способных повредить налетевший на них внедорожник, – пни, столбики и даже брошенная трактористом железная борона, с которой мне как-то «повезло» встретиться во Владимирской области. Помните, что важно иметь разнообразный ремкомплект шин и хороший компрессор, ну и конечно, полноразмерную запаску. Возможен ещё один вариант, если приходится торить довольно длинный путь, – способ тяни-толкая, когда два внедорожника связывают рывковым тросом и первый, разгоняясь, торит дорогу, второй же его вытягивает при застревании. Минус такого способа в том, что если водители будут работать не синхронно и слаженно, то в какой-то момент обе машины застрянут с натянутым тросом и всё равно придётся копать. Но всё-таки такой способ несколько быстрее, чем самостоятельное движение первого автомобиля. Такая тактика движения по снежной целине возможна с условием, что поверхность, на которой лежит снег, – дорога или ровное сухое поле. Стоит внедорожнику попасть в низину с грязью и не промёрзшей до дна лужей, которую под снегом и льдом заметить сложно, как он непременно застрянет. В заболоченных местах и вовсе грунт может не промерзать. И не снег с грязью здесь таят главную опасность, а корка льда, ломающаяся на множество кусков, которые, собираясь в кучу, образуют очень твёрдую массу, и внедорожник на ней просто повисает. Если машина оборудована силовым обвесом и защитами днища, то можно попробовать плавно растолкать лёд. Большие льдины лучше уберите, иначе рискуете серьёзно повредить свой внедорожник – лёд часто бывает прочнее металла. Если же заскочили ходом на льдины, то может быть и так, что даже лебёдке тяжело снять машину с кучи льда. В таких случаях во избежание повреждений помогайте лебёдке хайджеком, поднимая машину. Подъёмы и спуски следует проезжать особенно осторожно. Перед подъёмом часто следует заранее набирать скорость и строго держаться прямой траектории, не допуская разворачивания и сноса автомобиля. Опять же как раз здесь будет явное преимущество у обычной зимней резины перед грязевой. Подъёмы и спуски, покрытые снегом или льдом, так же, как и целину, легче преодолевать на хорошо спущенных колёсах. Перед тем как спускаться или подниматься, тщательно исследуйте препятствие, пройдя его ногами, так вы будете увереннее и не совершите ошибок.
Глупо думать, что зимою все болота и броды замерзают. Это совсем не так, и вот тут-то и таятся самые экстремальные неприятности, часто приводящие к печальным последствиям и даже трагедиям. Дело в том, что, несмотря на крепкие морозы, водоёмы промерзают довольно долго, а в местах с сильным течением и вовсе могут покрыться очень тонкой ледовой коркой или образоваться полынья. Болота же могут и вовсе не замерзнуть даже в сильные морозы, так как, укрытые снежным одеялом, очень хорошо сохраняют тепло. Если есть возможность объехать водное препятствие, в том числе и замёрзшую лужу с колеёй, то, несомненно, объезжайте, так как наверняка ваш внедорожник застрянет на льдинах и, вытаскивая его, вы рискуете повредить машину или же затратить на это много сил и времени.
Если объезда нет или маршрут предусматривает преодоление брода, то тут возможны два варианта. Первый – это проехать по толстому льду, не проломив его, и пройти брод, ломая лёд, не способный выдержать машину. В обоих случаях следует избегать неизвестных мест, тех, где глубина водоёма неизвестна либо не позволит проехать вашему внедорожнику, окажись он в воде. На внедорожных покатушках часто уже известный брод проходят подготовленные внедорожники, способные постепенно расколоть лёд, если он не выдержит, либо без вреда для машины уехать назад. Хорошей защитой от льдин служат силовые бамперы, но следует помнить, что при неаккуратных действиях можно повредить фары. Проезжать брод с плавающими льдинами следует аккуратно, так же, как и в тёплое время, главное – не повредить о льдины автомобиль и не собрать их перед собой в кучу на выезде. Трос лебёдки и рывковый трос следует заранее вытащить и закрепить свободный конец повыше так, чтобы его можно было легко достать, не опуская в холодную воду руки. Выехав из брода в сильный мороз, первым делом сразу просушите тормоза, проехав некоторое расстояние с нажатой педалью тормоза так, чтобы тормоза нагрелись и высохли. В сильный мороз, восторженно выпрыгнув из-за руля порадоваться пройденному препятствию, вы рискуете затем не сдвинуться с места, так как мокрые тормозные диски и колодки быстро примёрзнут друг к другу. Часто даже и не сообразишь сразу, почему автомобиль напряжённо гудит, хотя колёса не вращаются. Обычно такая ситуация случается при температурах ниже -15 °C.
Если морозы стоят крепкие и водоём покрылся толстым льдом и выдерживает человека, то как определить, не провалится ли он под внедорожником? Даже за полярным кругом, на зимниках, проложенных прямо по руслам рек, по которым ходят многотонные грузовики, случается, что машины уходят под лёд. Случается это из-за подмыва льда сильным течением и изменения уровня воды и возросшего давления из-за толстого льда. Река, сжатая между дном и льдом, ломает ледяной покров и, вырываясь наружу, образует наледь – двойной лёд. В ходе замерзания в двойной толще может быть течение, размывы и пустоты, крайне опасные для автомобилей. Ехать по льду, который скрывает слой воды, очень опасно, и этого следует избегать. Прежде чем съехать на лёд, следует узнать его толщину на пути предполагаемой переправы. Для этого следует продолбить или пробурить отверстие. Нормальная толщина льда, способная при хороших условиях выдержать трёхтонный внедорожник, должна быть как минимум 15–20 см. В ходе разведки вы поймёте, крепкий лёд или рыхлый, так как характеристики льда и плотность льда могут меняться, а весной он и вовсе меняет структуру кристаллов и становится хрупким. Также осенью даже толстый лёд ещё недостаточно прочен, и выезжать на него не стоит. В водоёмах с солёной водой лёд значительно слабее даже при большой толщине. Стоит убедиться, что берега имеют пологие съезд и выезд, а лёд в этих местах промёрз до дна и крепко «привязался» к грунту. В этом случае из лунки, пробуренной недалеко от берега, вода слегка выступит наружу. Перед съездом на лёд следует высадить пассажиров, пусть лучше они перейдут пешком, и настроиться плавно и без остановок съехать на лёд и так же, не меняя скорости, пройти переправу и выехать на берег. Пристёгиваться ремнем безопасности во время езды по льду запрещается, так как если вдруг лёд треснет, то у вас будет всего несколько секунд, чтобы успеть покинуть автомобиль. Но, как я уже говорил, старайтесь избегать тех мест, где ледовые переправы проложены по глубоким водоёмам, особенно осенью и весной. Переезжать водоём по льду нескольким автомобилям следует по очереди. Если переправа длинная, то дистанцию между машинами нужно держать в 3–5 корпусов автомобиля. Если брод неглубокий и автомобиль всё же проломил лёд, то с помощью топоров, лопат и бензопилы можно расчистить выезд, минимизировав повреждения автомобиля. Если машина начала проваливаться в том месте, где глубина водоёма значительная, хотя бы одним колесом, то часто машина не уходит сразу под воду, упираясь бортами в лёд. В этом случае следует немедленно покинуть автомобиль и, убедившись, что лёд рядом с автомобилем вас хорошо держит, постараться подсунуть под машину, на всю длину, жерди, доски, брёвна, а также у накренившейся части машины закрепить длинное бревно – так вы, увеличив площадь, избежите затопления машины, а по подложенным под днище салазкам осторожно, с помощью лебёдки или другого авто, вытащите автомобиль обратно на лёд. Главное – не пытаться выехать самостоятельно, даже если под лёд начало уходить одно из колёс. На Выходных в стиле Трофи мы вообще не выезжаем на неизвестные нам водоёмы и броды, имеющие большую глубину, что и вам настоятельно советуем.
Путешествия и покатушки на внедорожниках зимой очень интересны и принесут много удовольствия, если хорошо подготовиться и не пренебрегать правилами безопасности. Важно не торопиться, беречь машину – это всё-таки внедорожник, а не ледокол, и понимать всю серьёзность низких температур. Конечно же, не следует отправляться на бездорожье в одиночку и одним автомобилем, без средств связи и тёплой одежды. Исходя из печальной статистики, даже на загородных шоссе можно попасть в пробку из-за метели, и если, применив внедорожные методики, проехать не получится, то снаряжённый для зимних поездок внедорожник точно может спасти жизнь, и не только вам. Попав в такую ситуацию, обязательно оказывайте и просите помощь, если это требуется, таким образом, держа ситуацию под контролем. И если объединиться в действиях и ресурсах, есть огромный шанс, что у многих потом останутся интересные воспоминания от экстремального приключения, которое им устроила суровая стихия – зима! Ну а на бездорожье зимой отправляйтесь с нашей опытной командой, тогда экстрим пройдёт с хорошим настроением, а полученный на Выходных в стиле Трофи опыт вам точно пригодится