Поняв смысл и пользу от снижения давления в колёсах на бездорожье (см. № 1 за 2014 г.), а также научившись этим приёмом активно пользоваться, возникает следующий набор препятствий. Сегодня мы расскажем, как выбраться из колеи, пока в ней окончательно не застрял. Также затронем тему извлечения из колеи различными средствами, если всё-таки в ней застрял.
Чем плоха колея? Движение по колее таит в себе некоторые угрозы: там, где колея станет глубже, есть возможность «сесть на мосты». На болотистом участке в колее чаще всего будет сорван верхний дёрн и почва размешана до состояния каши, поэтому всегда лучше и надёжнее двигаться по «свежаку», т.е. нетронутому дёрну. Если же свежего уже нет или он ведёт не туда, куда надо, то остается правильно штурмовать колею.
Движение вразрез колеи
Основным способом движения по колеистой местности является так называемое движение «вразрез» колеи. Это означает, что одно колесо справа или слева от основной колеи, второе между основными колеями. Этот способ пригоден практически везде, где нет возможности двигаться вообще сбоку от колеи.
Если колея образована в болотистой местности, то обязательно надо держаться вразрез или ещё лучше сбоку от колеи на нетронутом дёрне. Если у вас грязевая резина или экстремальная, то есть шанс пройти по дёрну, не сорвав его, сильно стравив давление до 0,2–0,3 атмосферы. После преодоления такого участка давление надо поднять до 0,7–0,8. Если же резина «шоссейная» и/или очень низкое давление сделать затруднительно, то остаётся метод «тапка в пол» , то есть «ходом», и преодолевать участок с полного размаха, тем более что чаще всего такой болотистый участок довольной ровный и не таит в себе неприятных «перегибов» местности, а также довольно мягок из-за обилия влаги, что позволит агрегатам машины оставаться неуязвимыми.
Если упал в колею, то сразу — полный газ. В случае движения «вразрез» есть один неприятный момент – это возможность всё-таки свалиться в колею во время движения. Чтобы этого не случилось, надо выбирать невысокий темп езды, но и не останавливаться, так как в случае резкого торможения в месте, где край колеи имеет «плавные спуски» в колею, машина под собственным весом и по инерции, сползёт в колею. Если падение в колею проходит во время движения, есть высокий шанс проскочить колеистый участок, сильно дав газу, пока у машины есть инерция движения вперед. То есть, если вы чувствуете, что машину сносит в колею – ускоряйтесь. Тогда есть шанс проскочить. Если упасть в колею и остановиться, то колея может уже и не отпустить без «танцев с бубном». Конечно, всегда стоит здраво оценивать возможности автомобиля и сложность преодолеваемого препятствия. Не стоит залетать ходом в явно очень глубокую колею. Постарайтесь на стадии разведки понять, где автомобиль пройдёт вразрез, где начнёт падать в колею, и заведомо поработать над этими местами положив туда веток, и прикопав их землёй.
Выход с помощью лопаты
Если вы оказались в плену колеи, но машина ещё сохраняет ход на ограниченное растояние, а колея углубляется, то правильным решением будет выйти из колеи и снова встать «вразрез». Проще всего – это сдать назад, и где колея минимальна, выехать из неё. Часто путь назад невозможен или затруднён, поэтому нужно что-нибудь, чтобы выйти вбок из колеи. Боковых грунтозацепов протектора резины, даже экстремального грязевого, зачастую может не хватить, поэтому необходима помощь лопаты. Лопатой делаем два боковых выезда перед автомобилем, параллельно на каждой из колей, а также делаем третий на «внешней» колее, то есть в противоположной стороне, куда собираемся выезжать. Третий делается в полуметре от первого вперёд по ходу для заднего колеса, так как нам надо оба моста поставить вразрез колеи, а при выезде заднего моста и повернутой машине под углом в колее колёса будут находиться на разном расстоянии.
Выезды должны быть глубокими, как и сама колея, постепенно уменьшаясь. Грунт лучше класть после места выезда, дабы избежать соскальзывания колёс дальше по колее. Соответственно, по этим выездам машина может сама забраться и выехать из колеи. Проще осуществить выезд с «помощью зала», то есть своего экипажа – они должны толкать машину в крыло, чтобы придать боковой момент. Как правило, этого достаточно.
С помощью джека
Этим способом в основном пользуются владельцы подготовленных внедорожников. Если колея вас всё-таки заковала, но вы хорошо подготовились к трофи-приключениям и у вас или ваших коллег по бездорожью есть реечный домкрат хайджек, то можно им воспользоваться для извлечения машины из колеи. Если у вас пластиковые бамперы или имеются другие причины для невозможности установки под них домкрата, то, воспользовавшись дополнительным приспособлением для джека – lift-mate, можно приподнять каждое колесо машины и подложить под колёса сэнд-траки, небольшие деревяшки или что-то аналогичное. Также можно немного подкопать центральную часть колеи, чтобы освободились мосты и машина получила возможность передвигаться. Использование хайджека – см. № 2 за 2014 г.
Джеком выбросить из колеи
Если бампер железный и позволяет подставить под него хайджек, то извлечение из колеи можно упростить. Для этого сначала переднюю часть поднимают джеком на 1–1,5 чтобы колёса вышли полностью из колеи и поднялись на 10–15 см. При подъёме машина потеряет устойчивость и её должны поддерживать с обеих сторон ваши соратники по бездорожью, удерживая машину в устойчивом положении. После вывешивания помощники со стороны, куда вы собираетесь «выбросить» машину, должны перейти на другую сторону и толкнуть машину вбок. Таким образом машина, сместившить на 15–20 см, окажется вне колеи. Аналогичную процедуру проделываем с задней стороны машины и продолжаем движение. При работе с хай-джеком соблюдайте технику безопасности!
Джеком поднять и поехать
Есть ещё один приём использования хайджека при «посадке» в колею. Если очевидно, что машина «сидит» только на одном мосту, то можно под соответствующий бампер поставить хайджек, приподнять машину и, соответственно, застрявший мост над колеёй и… поехать! Если домкрат спереди, то вперёд, если сзади – назад. В ряде случаев это успешно удаётся и машина высвобождается. Хотя это самый сомнительный способ, который может привести к повреждению машины!
С помощью своей лебёдки
Для машин, оборудованных лебёдкой, можно посоветовать воспользоваться лебёдкой, однако обращаю внимание, что если ехать на лебёдке по колее, то этот процесс может затянуться, если колея не меняет свою глубину и не становится глубже. Поэтому я рекомендую выбираться из колеи. Для этого выбираем крепкое дерево сбоку под углом 40–50 градусов и, вывернув колёса в эту сторону, немного подгазовывая, но без пробуксовки, практически на лебёдке покидаем колею. Помощь лопаты, даже в малых размерах, в этом случае тоже будет весьма полезна. При таком сильно боковом лебежении внимательно контролируйте намотку троса на одну сторону, чтобы вовремя перемотать лебёдку. Если у вас подготовленный внедорожник, большие колёса, но колея ещё глубже и надо из неё выбираться, то нередки случаи, когда во избежание повреждения автомобиля или разборта стоит немного приподнять его хайджеком, заодно облегчив нагрузку на лебёдку.
С помощью чужой лебёдки
Выбраться из колеи можно также и с помощью лебёдки, установленной на другой машине, которая вместе с вами оказалась на бездорожье. Для этого по описанному выше сценарию производим всё то же самое, только для крепления к дереву нам потребуется ещё блок и корозащитная стропа. Если буксирующий автомобиль будет тянуть к застрявшему, просто заякорите его за дерево либо второй автомобиль. Обращайте внимание на колёса. Помните, подкопать всегда быстрее, чем забортировать резину на автомобиле, раскорячившемся поперёк колеи.
С помощью «соседа» на тросе
Если указанных выше приспособлений ни у вас, ни у, возможно, вас сопровождающих машин нет, но есть трос, то придётся вас просто дёргать. Используйте для этого рывковый трос (о тросах читайте в № 1 за 2014 г.), так как он позволит вашей и дёргающей вас машинам испытывать наименьшие нагрузки при этой процедуре.
Дёргать впёред или назад?
Чаще всего выдёргивание производится вперед, ведь в подавляющем большинстве ситуаций надо именно вперёд по маршруту. Однако дёргать всегда проще назад, так как именно с задней части колеи меньше всего преград, так как колея «подшлифована» выступающими деталями машины снизу, а перед машиной такой «шлифовки» нет, поэтому впереди заведомо сложнее препятствия. При наличии льда ситуация может сложиться иначе, если вы провалились уже будучи на льду, то выбраться вперёд может оказаться проще. В общем, надо оценить обстановку и выбрать более удобное направление для победы.
Много есть способов выбраться из колеи, можно даже несколько человек попросить дёрнуть за трос, и это даст свой эффект, но большинство из них требует специальных приспособлений. Лопата же остаётся самым простым и надёжным из них. Удачи вам на бездорожье