Каждый автолюбитель сталкивался с ситуацией, когда для замены колеса, ремонта и прочих надобностей требуется поднять автомобиль с помощью домкрата. Если на асфальте это сделать довольно легко, то на бездорожье выполнить это будет сложной задачей, так как в большинстве ситуаций домкрат, которым укомплектовали автомобиль на заводе, будет непригоден, его даже установить не получится.
В этой статье мы расскажем, каким домкратом стоит укомплектовать внедорожник, пригодным для бездорожья, а также как с помощью домкрата вытащить застрявший автомобиль.
Самый бескомпромиссный и универсальный домкрат для внедорожника, но именно настоящего внедорожника, имеющего места, за которые его можно поднимать — это реечный домкрат «хайджек». Он как нельзя кстати подходит для бездорожья, способен поднимать, тянуть, бить и ударять, и даже может использоваться как шиномонтажный станок!
Незаменимый друг и помощник в преодолении различного бездорожья для внедорожника любого уровня подготовки!
Конструкция у домкрата нехитрая: состоит она из дырчатой рейки и закреплённой на ней подъёмной машинки с комбинацией зубчатой передачи и противовозвратной системы. Простым перекидыванием рычажка фиксатора машинку можно настроить на подъём или спуск, а длинная рукоятка-рычаг позволяет сравнительно легко поднимать большой груз. С каждым махом рычага сверху вниз домкрат поднимает его на один щелчок. Уход за хайджеком очень прост и заключается лишь в очистке от грязи в любой чистой луже и последующей смазке подвижных частей моторным маслом или WD-40.
Первоначально реечный домкрат выпускался фирмой Hi-Lift, и носил имя HiJack, поэтому это слово прочно вошло во внедорожный лексикон.
Сейчас на рынке представлены реечные домкраты разных фирм-производителей. Все они абсолютно одинаковы по конструкции, но имеют свои характеры и ресурс. При выборе хайджека учитывайте то, что абсолютно все фирмы-производители изготавливают рейки домкратов из обыкновенной нелегированной стали, а не из чугуна, как любят говорить продавцы. Чугун не подходит для изготовления рейки домкрата, так как не умеет гнуться и переносить удары, особенно на морозе. Попросту говоря, чугунный хайджек будет небезопасен и ненадёжен. Для внедорожников пригодны модели хайджеков с длиною рейки от 105 до 150 сантиметров. Существуют модели с рейкой ещё большей высоты, но, как показывает опыт, такие рейки очень быстро гнутся.
Купив хайджек, стоит изучить принцип его работы и способы применения. Не ждите ситуации, когда вы застрянете или разбортируетесь, для того, чтобы его опробовать. Сделать это следует ещё на асфальте. Выберите ровную площадку и потренируйтесь поднимать машину способами, о которых мы расскажем далее.
Начнём с того, что подложим под колёса машины упоры и поставим машину на стояночный тормоз. Подставляя домкрат под силовой бампер или порог, следует основание хайджека задвинуть чуть глубже, чтобы домкрат оказался немного наклонён под углом от машины — рис. 1. Когда вы начнёте поднимать автомобиль, он выровняется. Если этого не сделать, то в процессе подъёма он наклонится в сторону автомобиля и может упереться в кузов и помять его или разбить стёкла. Переключатель режимов (единственный переключатель на домкрате, расположенный слева от механизма) во время установки площадки можно держать в нижнем положении, на спуск, так как тогда механизм будет перемещаться по рейке вверх-вниз свободно, что ускорит установку домкрата. Установив клюв под бампер, следует перевести рычажок в верхнее положение до щелчка (это может потребовать некоторых усилий) — рис. 2. Хайджек установлен, теперь встаём слева от домкрата и правой рукой берёмся за конец ручки сверху, а левой держим рейку, обхватив её снаружи, при этом большой палец прижат к рейке сбоку – там, где у рейки отверстия.
Пальцы никогда не должны обхватывать рейку со стороны ручки, а руки и голова попадать в зону траектории движения ручки!
В противном случае есть большие шансы получить сотрясение мозга, перелом пальца или руки, и даже выбитую челюсть. Работая с хайджеком, будьте очень внимательны и осторожны, потому как ручка домкрата имеет свойство вырываться из неопытных рук и с лёту попадать в подставленные части тела, нанося при этом сильные повреждения. Берёмся за ручку и тянем её вниз, до тех пор, пока не раздастся щелчок и механизм поднимет автомобиль на одно звено, что составляет 2 сантиметра — рис. 3. Учитывайте, что амплитуда работы ручки довольно большая, и следует устанавливать домкрат так, чтобы ручка свободно опускалась до крайнего положения как при подъёме, так и на спуске.
Итак, крепко берёмся за ручку и начинаем делать поступательные движения вверх-вниз. При этом ручку следует доводить до момента перещёлкивания шпонок. Поднимая машину, следите за тем, чтобы рейку домкрата не перекашивало. Когда машина поднята на требуемую высоту, зафиксируйте ручку джека в сложенном положении, вдоль рейки, и слегка покачайте машину, дабы убедиться, что она не собирается падать с домкрата. При работе с автомобилем, поднятым на джеке, помните, что нельзя находиться сбоку от домкрата и под автомобилем. Советуем вообще не ремонтировать автомобиль, стоящий на домкрате, а поставить машину на основательные дополнительные опоры, например деревянные чурбаки, тем самым надежно зафиксировав его от падения.
При нахождении домкрата в удерживающем автомобиль положении, переключатель должен находиться только в верхнем положении, иначе, при случайном задевании домкрата, он начнет самопроизвольно опускаться!
Самое сложное и травмоопасное действие при работе с хайджеком – это опускание автомобиля.
Освобождаем ручку из фиксатора и опускаем вниз правой рукой, левой же перещёлкиваем переключатель режимов в нижнее положение — рис. 4. Сделать это весьма непросто, и если не получается рукой, то слегка стукните по нему кулаком или ступней. Теперь поднимите ручку вверх и опускайте вниз — она пойдёт очень легко, но будьте осторожны и крепко держите её рукой. Как только верхняя шпонка механизма выйдет из рейки, на вашу руку придётся всё то усилие, которое потребовалось вам для последнего нажатия, когда вы поднимали автомобиль. По мере того как вы будете поднимать ручку вверх, нагрузка будет ослабевать и примерно к половине хода ручки исчезнет полностью. Никогда не отпускайте ручку при спуске в нижнем положении, делайте это, когда возвратите её к рейке и перещёлкнете фиксатор на подъём — рис. 5. Если не перевести фиксатор, то ручка самопроизвольно может пойти вниз, и будет достаточно очень лёгкого движения для срабатывания механизма, автомобиль начнёт быстро опускаться вниз, а ручка с сильными ударами метаться туда-сюда. Не пытайтесь схватить ручку, это очень травмоопасно! Дождитесь, пока автомобиль опустится сам, и впредь постарайтесь не допускать такой «самодеятельности» от домкрата, когда надо отпустить ручку, фиксируя переключатель на подъём!
Когда машина будет опущена, освобождённый от нагрузки механизм джека опустится вниз по рейке самостоятельно. Если этого не происходит, поднимите ручку вверх и подёргайте либо, приподняв домкрат, слегка ударьте его основанием о землю.
Лучший вариант крепежа хайджека — верхний багажник. Правильнее всего закрепить джек на боковой части багажника — рис. 6 . Хранить хайджек внутри автомобиля неудобно, его долго доставать из под вещей, он перепачкает эти вещи после использования и он раздавит все вещи, когда машина будет прыгать по пересеченной местности. Существуют также специальные крепления джека на запасное колесо на двери задка. Для транспортировки есть также чехол и держатель ручки, чтобы она не гремела.
Для того чтобы поднять машину за колесо при помощи хайджека, вам потребуется специальный аксессуар lift-mate — рис. 7. Он надевается на клюв джека и закрепляется на колесе машины. Но такой способ крепления скрывает в себе массу недостатков. Подняв машину при помощи lift-mate, нельзя поменять колесо, переставить машину в сторону из колеи и тронуться с поднятого домкрата. Единственное, в чём пригоден данный способ подъёма — это возможность подложить что-то под колесо, например бревно в колею. Часто силовой бампер автомобиля имеет специальные места под хайджек, но случается, что нужно поднять джип за скошенную нижнюю часть силового бампера, а упереть джек не представляется возможным. Тогда следует воспользоваться устройством bamper lift, которое состоит из крюка на цепи, закрепляющейся на подъёмной площадке домкрата.
Также очень часто на мягком грунте и в болоте требуется площадка под хайджек, которая, увеличивая площадь опоры, не даёт уходить в грунт основанию рейки домкрата. Оригинальную заводскую пластиковую площадку называют «Пиноккио» — рис. 8, а изделие собственноручного производства в виде сбитых между собой досок — «Буратино».
Реечный домкрат — устройство многофункциональное!
С помощью металлического или синтетического троса, цепи с крюками на концах и двух шаклов хайджек можно использовать как ручную лебёдку. Всё это, включая и перчатки входят в дополнительный набор HiLift Off-road Kit для хайджека.
Помимо подъёма, с его помощью можно, используя вес автомобиля, выдавливать покрышку из посадочного желобка на диске для разбортировки колеса, использовать его в качестве тисков — для этого нужно развернуть и переставить на требуемую высоту съёмный носик, привинченный на конце рейки. Также можно использовать хайджек в качестве спасательного инструмента при авариях, для того чтобы раздвинуть покорёженный метал, — для этого можно снять опорную пятку и переставить съёмный носик ниже подвижного механизма, таким образом увеличивая возможность подлезть к краям конструкций, которые требуется разжать.
Теперь настала очередь поговорить о ситуациях, в которых стоит применять хайджек для вытаскивания автомобиля на бездорожье, и о том, как правильно это делать. Самая распространённая ситуация, с которой сталкиваются все, — машина застряла в глубокой колее. С помощью хайджека её можно поднять до высоты, когда колёса поднимутся из колеи — рис. 9, после чего толкнуть машину вбок — рис. 10, она упадёт с домкрата и при этом переставится вразрез колее — рис. 11. Поднимать машину лучше сначала спереди, потом сзади.
Также применяется хайджек в случаях, когда внедорожник застрял посреди поля, в грязи или, порвав колёсами болотный ковёр, лёг на него днищем, и для того, чтобы подложить под колёса ветки, бревно или сенд-траки, машину нужно сначала поднять.
Случаются ситуации, когда внедорожник при лебежении упирается в бревно, твёрдый бруствер, крутой берег ручья, толстый лёд, и в таких случаях также приходится использовать джек, иногда одновременно с лебёдкой. Также иногда для того чтобы выбраться, можно, подняв машину домкратом, просто тронуться и свалить автомобиль с домкрата в нужное вам место.
На жидком, слабом грунте, в болоте используйте подставку под хайджек, иначе домкрат придётся долго откапывать. При этом к подставке нужно привязать какой-либо тросик, чтобы потом за него выдернуть ее из грязи.
Хаджек является надёжным подспорьем на бездорожье, имеется у любого, кому часто приходится выезжать на серьёзное бездорожье. Конструкция его проста, и при несложном уходе служит он долго и легко ремонтируется. Даже погнутую рейку можно выпрямить и пользоваться инструментом дальше.
Кстати, работа с хайджеком на бездорожье при соблюдении техники безопасности способна заменить универсальный тренажёр в спортзале.