Москва и область
Ваш регион Москва и область?
Да, верно Выбрать другой
Лидер подмосковного
джиппинга c 2007 года

Спуски, подъемы

Спуски, подъемы
17 февраля 2015

ОДНИ ИЗ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ВИДОВ ВНЕДОРОЖНЫХ ПРЕПЯТСТВИЙ – ЭТО СПУСКИ И ПОДЪЁМЫ. ИХ ГРАМОТНОЕ ОСВОЕНИЕ МЫ НАЧНЁМ СО СПУСКОВ, ТАК КАК ПРИ НЕУДАЧНОЙ ПОПЫТКЕ ВЗЯТИЯ ПОДЪЁМА СРАЗУ ПОЯВИТСЯ СПУСК, ТОЛЬКО ЗАДНИМ ХОДОМ. ПОЭТОМУ ВАЖНЕЕ УМЕТЬ ПРАВИЛЬНО СПУСТИТЬСЯ – ОСОБЕННО ЗАДНИМ ХОДОМ.

СПУСКИ

…

Вначале необходимо оценить обстановку, препятствия и траекторию. Как и при любом преодолении внедорожных участков, спуск лучше начать с осмотра местности. Понять, какая траектория будет безопасной, не будет содержать ямок, ухабов, которые могут осложнить спуск, и не будут ли на ней находиться другие участники внедорожного движения, преграждающие вам путь. В большинстве случаев более безопасно спускаться по накатанным следам, когда кто-то уже своими колёсами проложил дорогу.

…

Перпендикулярно. Выбирать траекторию необходимо как можно более перпендикулярную склону, так как она самая безопасная, потому что исключает вероятность бокового опрокидывания, хотя и не исключает опрокидывания через капот, однако для этого спуск должен быть чересчур крутым, и вряд ли кто-либо в трезвом уме решится по нему спускаться.

…

На первой пониженной. Но самое главное в спуске – это движение машины за счёт своей трансмиссии, а не за счёт сил земного притяжения, то есть вы должны двигаться с включённой первой пониженной передачей, не выжимать сцепления и не тормозить. 

…

Тормозом имитировать работу АБС. Тормозом можно пользоваться, но в так называемом режиме АБС (антиблокировочной системы), то есть кратковременно нажимая и отпуская педаль тормоза. Собственно, тормозами не нужно останавливать машину, а нужно всего лишь не дать машине разгоняться, то есть снизить величину ускорения при ненулевой скорости. В идеале машина должна на невысокой скорости проехать весь спуск без ускорения или замедления – вот какова задача у пилота в этом манёвре.

…

Блокировать тормоза нельзя! На бездорожье с его мягким грунтом, особенно во влажное время года, сцепление колёс с грунтом минимальное, а вес машины будет способствовать сваливанию по склону за счёт земного притяжения. При блокировании колёс тормозами они быстро остановят колесо, но не машину, а машина пойдёт юзом, бесконтрольно и неуправляемо. И самое страшное – она может встать поперёк склона и даже перевернуться. Чтобы избежать этого, надо контролировать положение машины, а сделать это можно только при условии вращающихся колёс, то есть когда машина будет слушаться руля и ваших действий с ним. Кроме того, использование пониженного ряда передач будет само по себе подтормаживать машину, даже на внедорожниках с АКПП (автоматической трансмиссией).

…

Если в комплектации современного внедорожника есть «помощники» при спуске, пользуйтесь ими! 

В зависимости от конкретной машины «помощник» будет стараться придерживать минимальную скорость и, подтормаживая разными колёсами, обеспечивать их равномерное движение по склону. Очень полезно попробовать данные системы в рамках «Школы 4х4», то есть на умеренных учебных склонах, прежде чем начать штурмовать большой опасный склон!  

Страшно, но надо ехать. После первого опыта страх проходит.

ПОДЪЁМЫ

…

Оценить обстановку наверху. И опять же перед подъёмом есть смысл оценить обстановку в том числе и «за горизонтом», то есть наверху подъёма. Нет ли там обрыва, непреодолимого препятствия, других машин или людей. 

…

Перпендикулярно. И вновь траектория должна быть перпендикулярной склону, иначе машину будет сносить, подъём не удастся и могут возникнуть опасности, описанные при спуске.

…

Подъём чаще всего возможен за счёт инерции, нежели тяги двигателя, так как сцепление с грунтом часто плохое по описанным выше причинам, поэтому необходимо сделать разгон. Делать это лучше всего на второй пониженной передаче. Вторая позволит быстрее вращаться колёсам, а пониженная поможет двигателю «переварить» нагрузки подъёма.

…

При плохом сцеплении с грунтом (влажность, дождь, лёд) и движении ходом, если не хватает второй пониженной, можно попробовать прямую передачу (повышенную) в раздатке и первую или вторую в КПП.

…

После заезда задними колёсами на вершину подъёма необходимо резко сбросить газ, чтобы была возможность совершения безопасных манёвров наверху. Чаще всего сбрасывать газ начинают после заезда на вершину передними колёсами – но это ошибка, надо дождаться и задних колёс, иначе машина заберётся только наполовину, и…

…

Самое неприятное, что может случиться при подъёме, это то, что подняться не получится и произойдёт откат назад. Пробовать, стоя на подъёме, начать движение вверх – в 99% случаев бесполезно из-за плохого сцепления с грунтом и силы притяжения, которая тянет машину вниз, поэтому требуется скатиться на исходную позицию и начать сначала. Откат аналогичен спуску, только выполняется задним ходом: направление перпендикулярно склону, включаем заднюю передачу, что очень важно на машинах с АКПП, потому что при включённом DRIVE и вращении колёс назад двигатель заглохнет, что приведёт к отключению гидроусилителя руля и усилителя тормозов, тогда управлять станет непривычно тяжело и, самое важное, пропадёт возможность «торможения двигателем».

Возврат к списку

Комментарии

Комментариев пока нет
г. Москва,
Днепропетровский проезд, д.5
(Варшавка, м.Южная)
АвтоТехЦентр, 4-й этаж.
ООО "Трофи-лайф"
Россия Москва 117545 Днепропетровский проезд, д.5
+7 (495) 649-65-79 +7 (929) 670-93-56 info@trophy-life.ru