В первой части статьи про внедорожную навигацию я рассказал о навигаторах, которые можно использовать владельцам внедорожников, часто уезжающим вдаль от основных трасс и дорог. Оказавшись вдали от цивилизации, на голос девушки из навигатора рассчитывать не стоит. «Яндексу» и «Гуглу» в основном неизвестны просёлочные и грунтовые дороги для прокладки маршрута системой, хоть эти дороги и просматриваются на спутниковых снимках этих ресурсов. Вам придётся прокладывать свой маршрут самостоятельно.
Хороший навигатор и богатый набор карт – это только полдела. Навигатором и картами ещё нужно уметь пользоваться и получать от них максимум информации для уверенного ориентирования на местности. В отличие от бумажной карты, на электронном устройстве вам не потребуется компас, для того чтобы сориентировать карту с местностью, всё это умеет большинство программ и навигаторов. Можно легко узнать стороны света, направление, азимут и расстояние до предполагаемой точки на местности. Но вот чтение самой карты и понимание того, как и где пройдёт ваш путь, требует определенных знаний. Необходимо изучить условные обозначения объектов, топографические знаки и картографические особенности обозначения рельефа местности на различных картах, освоить понимание масштаба карты и практическое видение расстояния его на местности.
Максимум такой информации дают подробные топографические карты, наверняка известные вам как «генштабовские», а по сути являющиеся электронной версией бумажной карты. Научившись хорошо читать топографические карты, вы с лёгкостью поймёте все остальные виды карт, будь то карты от «Гармин» или спортивные карты-схемы. Исключение составляют лишь карты на основе спутниковых снимков, где большинство лесных дорог плохо просматривается, а линия, разделяющая густой лес, на местности может оказаться ручьём или рекой. Идеальными будут навык чтения топографических карт, дающих максимальную информацию о характере рельефа, высотах и наличию объектов на местности, и умение понимать спутниковый снимок, который отражает актуальное состояние местности на данное время, так как фотосъёмка проводится гораздо чаще, чем составление топографических карт, которые в масштабе нашей страны давно не обновлялись. Топографическая карта несёт в себе информацию не только о дорогах, но и о растительности, грунтах, коммуникациях и гидрографии.
Начнём с масштаба. Большинство современных навигаторов, показывая вам карту местности, показывает и её масштаб с помощью линии определённой длины, чаще всего это сантиметр на карте, и числового указания фактического расстояния, которое соответствует этому отрезку на местности. Важно сразу уяснить масштаб – так легче понять, глядя на карту, какую площадь вы перед собой видите и какие расстояния от одного объекта до другого указаны на читаемой вами карте. Конечно, можно просто поставить точки на карте, и программа сама вычислит расстояние между ними и длину маршрута – в общем, то, что сложно сделать на бумажной карте. Понимая масштаб карты, легче её запоминать, ориентироваться и принимать решения по изменению маршрута в связи с различными непредсказуемыми ситуациями, например на соревнованиях по внедорожному ориентированию. Стоит упомянуть, что некоторые организаторы, составляя спортивную карту-схему местности, на которой проходят соревнования, указывают примерный масштаб, и тут, как ничто другое, пригодится понимание масштаба, так называемое «вкатывание» в карту, и точный глазомер.
Мастерство это нарабатывается с опытом. Не будет лишним повторить и то, какого масштаба бывают топографические, используемые в «Озике», генштабовские карты и как его понимать. Что касается масштаба: чем меньше знаменатель численного масштаба, тем масштаб крупнее, то есть на нём изображён определённый участок местности с максимальным, насколько позволяет масштаб, изображённым количеством объектов на нём. Например, если изобразить город на карте 1:10 000 (в 1 см – 100 м), то здания будут читаться как отдельные строения, в масштабе 1:50 000 (1 см – 500 м) – кварталами, а 1:100 000 уже будут показывать весь населённый пункт в виде закрашенной зоны – пунсоном, с изображением лишь основных магистралей, проходящих через него. Найти в свободном доступе подробные карты, подходящие для автомобильного ориентирования, масштабом 1:25 000 (в 1см – 250 метров) и крупнее, очень сложно. Вообще масштабы до 1:50 000 (1 см – 500 м) являются секретными и, видимо, так оно и есть до сих пор, так как стоит им появиться в открытом доступе, в скором времени файлы исчезают. Что касается ресурсов «Яндекс Карты» и Google Maps, то любой космический снимок точнее 10 метров требует рассекречивания в ФСБ, а некоторые районы невозможно увидеть даже в более мелком масштабе, например работая в программе SAS Planet. Найти карты крупных масштабов возможно либо у знакомых и друзей, которые ими обладают, либо приобрести за довольно внушительную сумму.
Поняв масштаб карты на местности и имея в наличии обзорные и подробные карты, следует приступить к изучению характера местности, по которой будет проходить ваш маршрут. Открываем обзорную карту мелкого масштаба, чтобы увидеть весь район, по которому придётся проехать экспедиции или ездить на соревнованиях. Обращаем внимание на обозначения характера рельефа. На топографической карте это круговые линии коричневого цвета, которые условно круговыми линиями отходят от вершин возвышенностей (кружок с указанием высоты – максимальная высота возвышенности), а на электронных картах возможно только наличие отметок с указаниями высот, что не даёт точной информации о крутизне возвышенностей и крутых оврагов. Если линии нарисованы на довольно значительном расстоянии друг от друга и имеют очень плавные изгибы, то это означает равнинную местность, а расположенные близко и имеющие резкие углы характеризуют сильно пересечённую местность, овраги и горы. Конечно, всё это может присутствовать, если район довольно большой. Осмотрев рельеф, приступаем к изучению гидрографии и видов разнообразных дорог. Отмечаем крупные водоёмы, болота и наличие мостов и бродов. Внимательно смотрим на лесные участки – есть ли на них просеки и ручьи. Наличие большого количества ручьёв говорит о возможной заболоченности местности, а отсутствие дорог, обозначенных длинным пунктиром, говорит о труднопроходимости и заросших просеках. Лучше всего сверять топографическую карту со спутниковыми снимками и только после этого прокладывать маршрут, либо строить тактику по взятию точек на GPS-ориентировании. В большинстве случаев по топографической карте можно легко определить все труднопроходимые места и предусмотреть варианты объезда, а используя спутниковые снимки – увидеть дороги, не отмеченные на устаревшей топографической карте.
Таким образом, анализируя прочтённую карту, можно придерживаться равнин, избегать топких болот и сильно пересечённой местности, находить броды и, самое главное, находить объезды заведомо сложных мест, что сэкономит ваше время и обеспечит сохранность вашего внедорожника. А вообще, как говорят спортсмены-трофисты, хороший штурман – это 80% успеха.
Чем больше вы будете ездить и работать с картами, тем проще сможете ориентироваться в незнакомой местности. Знание условных обозначений, минимальный запас которых приведён в статье, поможет выучить основные обозначения. Изучение функционала вашей навигационной системы и быстрая работа с навигатором станут залогом вашего успеха в любой внедорожной поездке и на внедорожных соревнованиях.