Путешествуя по внедорожным местам, можно встретить такой вид препятствий – водные преграды – броды. К ним можно приравнять и глубокие лужи, иногда даже более коварные, чем сами броды.
Отправляясь в путешествие, в котором возможно встретить водное препятствие, необходимо подготовить и себя, и машину. Даже если вы и не предполагаете попасть в такую ситуацию, подготовка необходима. Прежде всего, необходимо немного изучить машину. В первую очередь её возможности, расположение и высоту воздухозаборника относительно земли, – это будет та глубина брода, подвластная вашему авто, месторасположение «мозгов» – блока управления двигателем. Слишком низкое расположение уменьшает глубину допустимого брода. Если машина не новая, полезно проверить состояние резиновых уплотнителей на дверях.
Выезжая из гаража навстречу водным приключениям, необходимо взять некоторые средства эвакуации и реанимации машины на случай остановки в броде. Вам могут пригодиться высокие сапоги – «болотники» или «забродники», высотой по грудь, трос рывковый и дополнительный удлинитель, ведь ширина реки может быть больше длины одного троса. Необходимы будут: силиконовая смазка, моторное масло для двигателя, масляный фильтр и обязательно воздушный фильтр, потому что при попадании небольшого количества воды в воздухозаборник большая часть её будет удержана воздушным фильтром, который при этом станет непригодным. Ну и «на всякий случай» необходим набор инструментов, со свечным ключом вместе.
Итак, поехали. Приблизившись к водному препятствию, вспоминаем народную мудрость: не зная броду – не суйся в воду. И в нашем случае это не фольклор и не метафора, а прямое руководство к действию – перед началом движения нужно исследовать преграду и возможные пути проезда.
Если преодоление препятствия не цель или часть приключения, как, например, во время покатушек, то имеет смысл найти объезд. Если вы в экспедиции или другом формате, где целью является обязательное посещение какой-либо точки, то преодоление коварного брода может нарушить ваши планы. Если объезд невозможен, то необходимо оценить траекторию. Удобно, если перед вами прошла другая машина и вы видите одну из траекторий. Вы можете примерить её к своей машине. При этом следует сравнить высоту прошедшей машины и вашей и высоту расположения воздухозаборника или шноркеля, если он есть. Если вы путешествуете на машине без шноркеля, лифтованой подвески или кузова, больших колёс и прочего специального снаряжения, то не стоит примериваться к впереди идущей подготовленной машине – у неё запас проходимости существенно выше.
Также важен для сравнения клиренс, так как далеко не каждый брод – песчано-каменистый, и под водой могут оказаться колеи, что остановит машину, а это крайне нежелательно.
После того как мы оценили возможности автомобиля, изучаем траекторию движения, характеристику дна и воды. Для этого необходимо пройти брод в «забродниках» или «телепузиках». Если уровень воды выше пояса, то для среднестатистической машины это перебор, предвещающий как минимум затопление салона. Дно не должно быть вязким, иначе и машина увязнет. Колеи тоже могут остановить машину. Не должно быть деревьев на дне и прочего, что будет создавать дополнительные преграды на пути.
И опять-таки перед началом преодоления брода необходимо подготовить машину, достать средства эвакуации, переложить вещи в салоне повыше. Для подготовки машины есть народное средство – распылить силиконовую смазку или её аналог на высоковольтные провода и подводящие ток к системе зажигания. Это особенно актуально для УАЗа и «Лады-Нивы», а также и всех остальных машин с бензиновыми двигателями. Также рекомендуется возить с собой запасные катушки зажигания, свечи, высоковольтные провода, крышку трамблёра и коммутатор. Для инжекторных авто имеет смысл взять катушки и провода.
Перед взятием брода лучше сразу закрепить рывковый трос к проушине, а второй конец положить на капот, багажник или в окно, чтобы вас могли быстро вытащить и не тратить на это время, особенно зимой. Это сэкономит минуты и может избавить от затопления салона. Если есть два троса – привяжите спереди и сзади, ведь, возможно, выдёргивать назад вас будет легче.
Ну и, наконец, необходимо проверить крепление номерных знаков. Если они просто вставлены в пластиковые рамки, то либо снимайте совсем, либо прикручивайте болтами. Хотя пластиковая рамка может и сломаться.
И вот мы подходим к движению по водному препятствию. Здесь есть несколько правил.
1. Приоткройте окна – при нахождении глушителя под водой, даже в глубокой луже, углекислый газ из выхлопа будет быстро проникать в салон. Из-за отсутствия должной вентиляции возникнет опасность отравления угарным газом. Это происходит в считаные минуты!
2. По возможности двигайтесь по течению, а не против него, течение будет создавать дополнительную набегающую волну.
3. Двигайтесь на невысокой скорости, 2 – 2,5 тысячи оборотов двигателя на первой пониженной, чтобы уменьшить волну перед капотом. При этом сопло воздухозаборника должно быть выше уровня воды в броде, с учётом волны перед капотом!
4. Используйте первую пониженную, чтобы избежать остановки двигателя из-за потери мощности.
5. Въезжайте в воду медленно и аккуратно, чтобы уменьшить количество брызг и подъёма воды перед капотом.
Следуйте всем правилам, и вам удастся проехать брод без остановок в воде!
Если всё же произошла остановка машины, а двигатель работает, не глушите его, даже если глушитель под водой. Пробуйте выехать. При остановке двигателя и уровне воды выше предполагаемого уровня нахождения воздухозаборника автомобиль лучше не заводить.
Если вы долго простояли в воде и она просочилась в салон, то при выезде из препятствия остановитесь в положении, при котором передние колёса выше задних, чтобы слить воду через багажник и не дать ей разлиться по всему салону при изменении наклона машины вперёд.
Если двигатель остановился в воде и есть вероятность попадания воды в цилиндры, то после выезда машины с посторонней помощью в первую очередь проверьте воздушный фильтр. Если он влажный или мокрый, то проверяйте наличие воды в цилиндрах, выкрутив все свечи, даже если у вас дизель, проверьте через свечи накаливания. Также важно проверить масло в двигателе на наличие эмульсии (смесь масла и воды) и при необходимости заменить. Сливать масло можно в пустую бутылку от воды.
После выезда в сервисе необходимо проверить состояние масла.