МНЕ ЧАСТО ЗАДАЮТ ВОПРОС — КАКАЯ МАШИНА ЛУЧШЕ ЕДЕТ ПО БЕЗДОРОЖЬЮ? ВОПРОС ЗАКОНОМЕРНЫЙ, НО ОТВЕТ НА НЕГО НЕОДНОЗНАЧНЫЙ. У КАЖДОЙ МАШИНЫ СВОИ ОСОБЕННОСТИ, ЗАЛОЖЕННЫЕ ЗАВОДОМ-ИЗГОТОВИТЕЛЕМ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ОПРЕДЕЛЁННЫХ ЗАДАЧ, ЗАЧАСТУЮ И НЕ СВЯЗАННЫХ С БЕЗДОРОЖЬЕМ ВОВСЕ. ПОЛНЫЙ ПРИВОД В АВТОМОБИЛЕ НЕ ГАРАНТИРУЕТ ЕГО ВНЕДОРОЖНОСТИ, А ОБ ЭТОМ ЧАСТО ЗАБЫВАЮТ. ТАК И СОВРЕМЕННЫЕ КРОССОВЕРЫ — ПОЛНОПРИВОДНЫЕ АВТО БЕЗ ПОНИЖЕННОГО РЯДА ПЕРЕДАЧ – ВРЯД ЛИ ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ДЛЯ СЪЕЗДА С АСФАЛЬТА. СПРАВЕДЛИВОСТИ РАДИ НУЖНО ЗАМЕТИТЬ, КОГДА ТАКОЕ СЛУЧАЕТСЯ, НЕКОТОРЫЕ ВЕСЬМА НЕПЛОХО СПРАВЛЯЮТСЯ С УМЕРЕННЫМ БЕЗДОРОЖЬЕМ.
НО СЕЙЧАС Я ХОЧУ РАССКАЗАТЬ О ВНЕДОРОЖНИКАХ — КАК МИНИМУМ С НАЛИЧИЕМ ПОНИЖАЮЩЕГО РЯДА ПЕРЕДАЧ, РАЗДАТОЧНОЙ КОРОБКИ.
ЗАНИМАЯСЬ ПРОВЕДЕНИЕМ ВНЕДОРОЖНЫХ ПОКАТУШЕК, ВОЛЕЙ-НЕВОЛЕЙ ОТМЕЧАЕШЬ МОДЕЛИ АВТОМОБИЛЕЙ, КОТОРЫЕ ТИПИЧНО ВЕДУТ СЕБЯ НА БЕЗДОРОЖЬЕ, ПРИЧЁМ С РАЗНЫМИ ВОДИТЕЛЯМИ, ТО ЕСТЬ В ДАННОМ СЛУЧАЕ ВЛИЯНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА МИНИМАЛЬНО. В КАЖДОЙ МАШИНЕ ЕСТЬ ИЗНАЧАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, КОТОРЫЕ ТРУДНО НИВЕЛИРОВАТЬ МАСТЕРСТВОМ ПИЛОТИРОВАНИЯ.
ИТАК, МОЙ ВЗГЛЯД НА ВНЕДОРОЖНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННЫХ, ВЫПУСКАЕМЫХ СЕРИЙНО В НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ АВТОМОБИЛЕЙ. Я ВОЗДЕРЖУСЬ ОТ СРАВНЕНИЯ, ДЛЯ ЭТОГО НЕОБХОДИМЫ ОПРЕДЕЛЁННЫЕ КРИТЕРИИ. У МЕНЯ ЖЕ ТОЛЬКО НАБЛЮДЕНИЯ — ПО РЯДУ МАШИН ОБЪЁМНЫЕ, ПО ДРУГИМ ЕДИНИЧНЫЕ.
Начнём с классики. Land Rover Defender, «УАЗ-Патриот», «УАЗ-Хантер» и Mercedes-Benz G класса, Jeep Wrangler, Nissan Patrol Y61 имеют два «неразрезных» моста, раздатку, сравнительно большой клиренс в штатной комплектации, а поэтому на бездорожье чувствуют себя просто великолепно. «Гелик» имеет в штате ещё и все блокировки, поэтому ему проще, но надо отметить, что без блокировок ездить ему тяжело, ведь он обладает большим весом. Представителей этих моделей можно часто встретить как на покатушках, так и подготовленными для экспедиций и соревнований. «Гелик» реже встречается, что связано в первую очередь с его ценой. «Рэнги», наоборот, в последнее время всё чаще появляются, и без них не обходится практически ни одна покатушка, они есть и в «стоке», и в подготовленных модификациях.
ВАЗ-2121 «Нива» – автомобиль с хорошим потенциалом и внедорожными качествами. Он также один из частых гостей на бездорожье, впрочем, практически для этого машина и была разработана.
Range Rover и Land Rover Discovery имеют большой потенциал. Пневматическая регулируемая подвеска позволяет увеличивать клиренс. На бездорожье это даёт преимущества и с помощью электронных помощников помогает справиться со сложной ситуацией. Старички «Диско 1/2» тоже славятся своей «везделазностью», видимо, сказывается базовая концепция разработки машин.
Mercedes-Benz ML – не часто я замечал его на бездорожье, но когда он появлялся, показывал себя с хорошей стороны.
Mitsubishi Pajero и Pajero Sport – продолжатели хороших внедорожных традиций. Таких автомобилей приезжает много, и все показывают достойный результат. Кстати, и первый «МПС», и Pajero II – частые гости покатушек и также обладают высокой проходимостью.
Suzuki Grand Vitara в новом кузове очень разочаровывает, вся былая легендарная проходимость, присущая «старым» моделям «Витары», полностью исчезла. Машина посредственно ползает на бездорожье, создавая ощущение, что она создана только для передвижения по хорошим дорогам. Порядка десяти разных представителей новой «Витары» я застал, и все они не справились в должной мере со средним бездорожьем. Хотя старые очень хороши!
Также по-прежнему хорош и Suzuki Jimny. Машина маленькая, но очень юркая и выносливая. Засадить машину, даже в штате, – хорошая задача, а уж подготовленные экземпляры могут очень многое. Дают о себе знать добротные корни «Самурая».
Jeep Grand Cherokee в новом кузове неплохо справляется с бездорожьем, электронные помощники очень этому способствуют. Хотя машина не часто посещает наши внедорожные полигоны. Ещё реже я встречал Liberty, Commander, поэтому по ним данных нет. Но нужно отметить, что дважды я участвовал в серьёзной внедорожной подготовке «Коммандеров»: силовой обвес, лебёдки и прочее. То есть некоторые всё-таки их рассматривают для бездорожья.
HUMMER 2 и HUMMER 3 присутствуют часто и хорошо справляются с умеренным бездорожьем. У них есть всё для этого, даже у малыша Н3 в штате 33 колеса.
Nissan Patrol Y62 в новом кузове был только раз, поэтому делать выводы сложно. Несколько раз был и Nissan X-trail , но показал себя именно как паркетник, что, впрочем, ожидаемо.
Toyota Land Cruiser абсолютно всех модификаций уверенно чувствуют себя в своей стихии – без асфальта, поэтому комментарии неуместны. «Двухсотка» всё чаще посещает нас, и зарекомендовала себя как автомобиль с большой проходимостью, не смотря на свои массу и габариты. Был и один новый 4RUNNER, который тоже оказался достойным представителем японской марки. HIGHLANDER был один раз и сложно сделать выводы. RAV4 приезжал пару раз, в старых кузовах, но особых возможностей не продемонстрировал. В новых кузовах не приезжал ни разу, но и так понятно, что это – кроссоверы, способные преодолевать лишь малое бездорожье.
Пикап HILUX активно появляется в последнее время, следуя современной моде на пикапы, и имеет хорошую проходимость.
Представители Honda тяготеют к «паркетному» классу и приезжают редко. Достойных результатов они не показывали.
VW Amarok активно наращивает присутствие, у него хорошие показатели, конструкторы постарались. Ещё один представитель внедорожников от немецкого концерна – Touareg – часто приезжает и справляется со многими задачами на бездорожье весьма достойно.
Несколько раз удалось застать Porsche Cayenne, и он также, имея много электроники, отлично преодолевал умеренное бездорожье.
SsanYong Kayron – частый гость на наших покатушках, автомобиль с хорошей проходимостью. Rexton и Action попадаются реже, но имеют характеристики, присущие всем выпускникам корейского автопрома.
KIA Sportage – один из немногих представителей марки, замеченный нами. Показывает неплохой результат на бездорожье, но только в полноприводных версиях. Правда, однажды приехал автомобиль с передним приводом, и пришлось ему весь день провести на «галстуке». Sorento и другие модели марки практически не появлялись, и поэтому сказать про них нечего.
Chevrolet Trailblazer в последнее время чаще приезжает и показывает хорошие результаты. Автомобили Tahoe также неоднократно замечены, и, несмотря на огромные размеры, ведут себя вполне приемлемо.
В завершение стоит упомянуть про большие пикапы F-150, RAM 1500, Tundra, которые тоже хороши и уверенно чувствуют себя на бездорожье, с успехом применяют мощные моторы, но имеют определённые ограничения из-за размеров.